05.06.2018 03:06 10750
Строительство терминала буксует не по вине предприятия
Крупный российский производитель аммиака ПАО «Тольяттиазот» своими силами строит морской терминал в порту Тамань, однако проект застопорился и не по вине предприятия. Попробуем разобраться, что же мешает реализации стратегически важного проекта федерального масштаба.Еще в конце 90-ых руководство ТоАЗа приняло решение построить в порту на Черном море первый в стране глубоководный терминал для перевалки своей продукции. В основном, это экспортные аммиак и карбамид. В 2005 году работы строительные работы были приостановлены и возобновлены только в 2015 году. Сейчас стало известно, что запустить в эксплуатацию терминал возможно будет только в 2020 году.
Пока основным каналом доставки являются железнодорожные пути. От ближайшей станции к порту построена линия в 36 км, также возведены станции Тольяттиазот и Волна. Вся эта модернизация стала осуществима исключительно на счет средств главного инвестора проекта, который уже вложил в развитие 14 млрд рублей.
Стратегическим данный проект считается потому, что сейчас продукцию завода переваливают через Украину, где стоимость транзита резко возрастает из-за привязки к иностранной валюте. Такие скачки негативно сказываются и на конечную стоимость доставки. Во-вторых, всем известны непростые геополитические отношения с нашим соседом. Ввиду этого риски возросли еще существеннее. Например, при обсуждении выделения квот российской компании, переговоры вдруг зашли в тупик и поставки заблокировали на несколько месяцев. Понятно, что каждый день простоя не только выливался в финансовые потери, но и вызывал репутационные риски.
Украина всячески препятствует нормальному товарообороту ТоАЗа с партнерами по всему миру. Даже Госэкоинспекция остановила груз с аммиаком, заподозрив предприятие в нарушении природоохранного законодательства. Таким образом, становится очевидна срочная необходимость сдачи нового терминала в Тамани.
И в чем самый неприятный парадокс: сам проект ТоАЗа претерпевает бурю страстей. И виноваты в этом не происки конкурентов из соседней страны, а, как ни парадоксально это звучит, российские же чиновники, причем не федерального, а регионального уровня. Дело в том, что участки, которые были арендованы под строительство железнодорожной инфраструктуры, каким-то образом оказались в руках частных лиц. При этом с собственниками этих земель судится даже не завод, а ответственный за возведение инфраструктуры орган власти — Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).
С 2014 года продолжается еще одно судебное разбирательство. ТоАЗ вместе с администрацией Краснодарского края оспаривают статус некоторых уже построенных объектов. Чиновники утверждают, что эти объекты - самострой, а инвестор с такой однозначной трактовкой категорически не согласен. О мировом соглашении не хочет слышать сторона администрации.
И пока ведутся эти судебные распри, федеральный проект тормозится, предоставляя хозяевам транзитных путей на Украине выкручивать руки российским производителям.