23.11.2018 15:11 6806
Привычная задача — найти и обезвредить!
Среди множества раскрытых преступлений той поры Андрею Георгиевичу запомнились, в частности, две неординарные криминальные истории.Для руководителя дежурной части УВД по Северному административному округу Москвы полковника полиции Андрея СТАСЮКЕВИЧА, который прежде занимал должность начальника отдела МВД России по району Ховрино, по сути определяющим стал донской период его службы. Бывший сотрудник регионального ОМОНа, он затем являлся оперуполномоченным в Ворошиловском РОВД г. Ростова-на-Дону, работал в областном УУРе, поочерёдно возглавлял несколько районных оперативных подразделений и, что следует особо подчеркнуть, в южной столице — в городском Управлении внутренних дел — был начальником отдела уголовного розыска.
Среди множества раскрытых преступлений той поры Андрею Георгиевичу запомнились, в частности, две неординарные криминальные истории.
Жадность убийцу сгубила
Поздней осенью 1996 года в донскую милицию обратились с заявлением две матери. Встревоженные горожанки, являвшиеся родными сёстрами, сообщили о том, что пропали их сыновья.
Они, двоюродные братья, поехали на располагавшийся в западном жилом массиве города Ростова-на-Дону автомобильный рынок «Фортуна» и домой не возвратились. На специализированную «точку», которая по тем временам являлась едва ли не самым крупным авторынком в Европе, парни-родственники направились, чтобы продать легковую машину марки «Volvo».
К одной из женщин вскоре пришёл человек в военной форме и, поздоровавшись, спросил:
— Где ваш сын?
— Его нет пока. А зачем он вам нужен?
Незваный гость объяснил собеседнице, что два дня назад он на «Фортуне» познакомился с её сыном. По словам визитёра-капитана, он отдал залог за покупаемую у сына хозяйки квартиры иномарку и договорился с ним о встрече, чтобы переоформить престижный импортный автомобиль на себя. При этом армейский офицер не ограничился высказыванием претензии в адрес пропавшего владельца иномарки, а вдобавок весьма настоятельно попросил его мать срочно вернуть всю залоговую денежную сумму, которая была весьма значительной.
— Засомневавшись в рассказанном чересчур напористым капитаном, — рассказывает Андрей Стасюкевич, — женщина посоветовалась с сестрой, и затем они сообщили о странном покупателе в милицию. А дальше уже под нашим присмотром обе гражданки встретились с подозреваемым на улице в северной части города, то есть в Ворошиловском районе Ростова. Офицер, облачённый в новую форму — прямо-таки с иголочки, на сей раз уже потребовал возврата якобы залога.
Задержав вымогателя, оперативники спросили, где его старая форменная одежда. Капитан начал темнить: мол, и не помню сейчас, куда её выкинул за ненадобностью. Тогда сыщики поехали домой к подозреваемому и обстоятельно расспросили его жену и соседей, а ещё, понятно, пообщались и с сослуживцами капитана.
Старания сотрудников угрозыска были не напрасными: они узнали, где подозреваемый мог избавиться от своего бэушного комплекта формы. А попытался кадровый военнослужащий «утилизировать» её в лесопосадке неподалёку от дома в городе Батайске Ростовской области, где снимал квартиру. Члены опергруппы всю лесопосадку обследовали, и на участке приблизительно метров в триста всё-таки углядели свежевскопанную землю. Там, на небольшой глубине, и лежали улики: бушлат, брюки и ботинки с высокими берцами. Как правило, в ноябре в здешних местах бывает очень прохладно, чем и обуславливается выбор сезонной одежды для такого времени года.
При обыске временного жилища капитана обнаружили много боеприпасов, украденных им из своей войсковой части. Из подпольного мини-склада на дому изъяли по ящику гранат «Ф-1» («лимонка») и «РГД-5», патроны разных калибров, тротиловые шашки и электродетонаторы.
— Как выяснилось, — отмечает Андрей Стасюкевич, — подозреваемый окончил военное училище и служил в одном из армейских подразделений на территории Дона. Жена из благих побуждений познакомила супруга со своей двоюродной сестрой, к которой, в итоге, ветреный муженёк и ушёл. При этом мужчина рассорил две семьи, хотя с пылом и убеждал свою законную суженую: дескать, я всё делал только ради тебя одной, так что нас — тебя и меня — всё лучшее в браке ещё ждёт впереди. В общем, фактический двоеженец сумел задурить головы обеим своим избранницам-родственницам. Пожалуй, тогда-то я и понял окончательно, что ни одному из преступников нельзя верить на слово, а надо полагаться при раскрытии любых уголовных проявлений исключительно на правду фактов и бесспорные вещественные доказательства.
Вот и потуги изворотливого капитана уйти от законной ответственности за свою противоправную деятельность оказались тщетными. Под давлением собранных следственно-оперативной группой улик он всё-таки сознался в своих криминальных прегрешениях, включая и совершённое им двойное убийство. Как зафиксировано в материалах уголовного дела, капитан-злоумышленник на авторынке «Фортуна» выбрал иномарку и предложил её продавцу поехать с ним якобы за деньгами к расположению войсковой части. Словно почувствовав неладное, владелец «Volvo» по пути завернул за двоюродным братом, и они вместе с офицером выехали за город — в Мясниковский район Ростовской области. Тут-то молодые городские жители-родственники спохватились и занервничали всерьёз, так как всё больше и больше стали опасаться, что «покупатель» на самом деле пытается их заманить в какую-нибудь безлюдную сельскую глухомань. К сожалению, братьев не спасло даже и то, что автомашина была ими остановлена на трассе.
Достав из-под полы бушлата обрез, капитан начал угрожать своим незадачливым спутникам и принуждать их выйти из иномарки. Однако потерпевшие остались в салоне «Volvo», и разъярившийся вооружённый преступник застрелил обоих парней-несчастливцев.
К досаде убийцы, при расправе над жертвами салон иномарки был сильно забрызган кровью, а такой «трофей» разбойнику совсем разонравился. Отогнав иномарку километра на два от места происшествия, преступник свернул в камыши, где и сжёг чужой автомобиль. У одного же из прудов рядом с просёлочной дорогой расчётливый злодей спрятал тела погибших: затолкал их под плиту колодца с родниковой водой.
— А куда бы ты дел автомашину, если бы её салон не был запачкан кровью? — напрямую поинтересовался у задержанного сотрудник ОУР Ворошиловского района Ростова-на-Дону Стасюкевич.
— Я бы её на полгода в свою часть загнал: в боксе бы спрятал, а позднее и легализовал бы — продал...
Домой преступник направился пешком — к жилому сектору протопал километров восемь. Заявившись к жене после совершения тяжкого преступления, убийца наврал ей, что будто бы на службе по неосторожности измазался в чём-то. Но казённая одежда не отстиралась, и ночью капитан поднял прапорщика-хозяйственника: наплёл ему, что порвал форму, и купил новый комплект...
— Такой вот подонок в погонах оказался: надо же быть столь бессердечным, чтобы иметь наглость прийти к матери одного из убитых и хладнокровно вымогать у неё деньги. А ведь капитан был участником боевых действий в Северо-Кавказском регионе, но жадность и корысть сгубили этого офицера. С учётом жестокости и тяжести содеянного им, суд приговорил преступника к пожизненному заключению, — констатирует Андрей Георгиевич.
Схватка на лестничном марше
Однажды к нему, в то время руководителю созданного при УУРе межрайонного отдела проведения спецопераций на территории Ростовской области, приехали сотрудники угрозыска ОВД Тацинского района (он находится в двух сотнях километров от донской столицы). Коллеги сообщили капитану милиции Стасюкевичу, что в их районе произошло разбойное нападение на АЗС и преступниками был пущен в ход пистолет «ТТ».
Вооружённый налёт совершила банда, и по оперативной информации установили участников этого преступления. Двоих сообщников задержали в частном доме в Ростове-на-Дону, а третий подозреваемый оказался более прытким. Увидев появившихся на улице сотрудников ОМСНа — отряда милиции специального назначения, крутонравный мужчина попытался скрыться на своей «тачке». Однако омсновцы проявили профессионализм и решительность: после предупредительной стрельбы открыли огонь по колёсам автомашины «оппонента», и он был схвачен.
Четвёртого же соучастника, у которого имелся тот самый «ТТ», предстояло обезвредить в областном центре. Как разузнали оперативники, студент-бандит, учившийся в Ростовском строительном институте, уехал… на сдачу государственного экзамена.
На задержание в сам вуз направились вместе со Стасюкевичем заместитель начальника 3-го отдела УУРа Ростовской области майор милиции Андрей Дрюков, тацинский сыщик — оперуполномоченный угрозыска младший лейтенант милиции Александр Кравченко, а также и другие сотрудники службы.
На первых троих как раз и вышел разыскиваемый налётчик, поднимавшийся по институтской парадной лестнице и увидевший спускавшегося по ней Кравченко. Узнав милицейского офицера из станицы Тацинской, бедовый студент потянулся за пистолетом, который у бандита был заткнут сзади за поясом брюк. В это время Стасюкевич оказался поближе к молодому незнакомцу, а чуть поодаль находился Дрюков, и оба оперативника по встревоженному взгляду коллеги поняли, что навстречу им идёт тот самый четвёртый член банды.
Не теряя ни секунды, начальник межрайонного отдела там же, на лестничной площадке между вторым и третьим этажами, сбоку прыгнул метра на два с половиной в сторону подозреваемого и сбил его в падении. При этом Андрей Георгиевич сумел сгруппироваться и провести болевой приём на левую руку задерживаемого. А подбежавший тёзка, старший офицер милиции Андрей Алексеевич Дрюков, надёжно зафиксировал правую руку криминального соперника.
Вокруг было полно других студентов, и произошедшую на их глазах схватку на лестничном марше при задержании подозреваемого будущие строители восприняли как драку и даже попытались заступиться за поверженного сверстника. Но облачённые, по понятной причине, в «цивильную» одежду сотрудники объяснили дружной студенческой братии, что они — работники угрозыска, очутившиеся здесь по долгу службы: для нейтрализации опасного преступника. В подтверждение своих слов оперативники продемонстрировали столпившейся молодёжи, что у одетого по-летнему бандита под рубашкой навыпуск — пистолет «ТТ» в готовом к использованию «походном положении». А ещё... второй «ствол» у студента, не дошедшего до экзаменационной аудитории, изъяли из взятой им с собой папки из кожзаменителя.
По показаниям первой троицы задержанных, именно студент с непомерными запросами, который непременно хотел жить на широкую ногу, и сколотил бандитскую «команду». Попавшие в изолятор временного содержания подручные верховода вооружённой шайки налётчиков и сообщили, где он учится и что у него на следующий день будет экзамен в институте .
На каждом разбое налётчики стреляли для острастки, и проведёнными баллистическими экспертизами было доказано, что во время совершения своих вылазок налётчики использовали одно и то же оружие. Всего было совершено шесть разбойных нападений, и последнее из них пришлось на автозаправочную станцию. Работавшая на АЗС заправщица узнала одного из грозных земляков: раньше он учился с ней в одной средней школе, однако на два класса старше, а затем уехал из Тацинского района. Так что если бы прежде не «раскололись» задержанные, тогда бы сыщикам очень пригодилась при розыске «подсказка» заправщицы об имени, отчестве и фамилии одного из разбойников, хотя свидетельница и не знала ничего о его дальнейшей жизни.
В ходе предварительного следствия всплыла любопытная подробность: пистолет «ТТ», выпущенный в период Великой Отечественной войны и находившийся в хорошем состоянии, обнаружил «чёрный копатель» и сбыл студенту с бандитскими замашками.
Александр ТАРАСОВ,
фото Александра НЕСТЕРОВА,
рисунки Николая РАЧКОВА