Уголовные дела не мешают Чубайсу просить у государства миллиарды
Пока Анатолий Чубайс пытается завершить провальный проект в Ярославской области, «Роснано» получает новые гарантии по кредитам от государства
С целью оправдания расходов более, чем в 1 миллиард рублей, Анатолий Борисович намеревается запустить в природоохранной зоне Плещеева озера фармацевтическое производство. А меж тем вокруг госкорпорации и его главы продолжают сгущаться судебные страсти, пишут «Аргументы недели».
Леонид Меламед, бывший глава «Роснано», который вместе с экс-членом советов директоров госкорпорации Святославом Понуровым обвиняется в растрате 226 миллионов рублей, был выпущен из-под домашнего ареста. Однако дело при этом закрыто не было, и вероятно в будущем получит продолжение. Стоит отметить, что показания в защиту Меламеда дал действующий глава «Роснано» Анатолий Чубайс.
Сотни миллионов рублей, по версии следствия, были в 2008-2009 годах перечислены Меламедом в подконтрольную ему компанию «Алемар», которая якобы оказывала госкорпорации консультационные услуги. При этом Анатолий Борисович отметил, что на таких консультациях «Роснано» не только не понес ущерб, но и выиграл за счет немалой экономии.
Хотелось бы послушать то, что Чубайс будет говорить по делу бывшего топ-менеджера АО «Роснано» Андрея Горькова, судебный процесс над которым, вероятно, состоится в скором времени. Сейчас он находится под арестом, который был продлен Басманным судом Москвы до 9 мая.
По версии Следственного комитета, в 2011-2013 годах Горьков, отвечавший в госкомпании за инвестиционную деятельность, вывел 740 миллионов рублей, положив их в СК «Смоленский банк». Последний был лишен лицензии в 2014 году, однако накануне из него были выведены 400 миллионов рублей на счет Евгения Горькова – родного брата топ-менеджера госкомпании. И если Евгений успешно сбежал с деньгами за границу, то Андрею не повезло, и в скором времени он окажется на скамье подсудимых.
Однако по сравнению с проектом «Роснано» в Переславле-Залесском вышеизложенное несколько меркнет. Несмотря на то, что проект фармацевтического предприятия, на который государство выделило более 1 миллиарда рублей, стартовал еще в 2012 году, производство лекарств до сих пор не началось. Более того – директор и учредитель компании-партнера «Роснано» в связи с этим находятся под следствием, как и экс-глава Переславля Денис Кошурников. Последний обвиняется в том, что в 2012 году незаконно выдал разрешение на строительство фармацевтической фабрики в природоохранной зоне «Плещеево озеро».
Пример наглядно демонстрирует те причины, по которым в России имеются большие проблемы с изготовлением своих современных лекарств. При этом вряд ли Анатолию Борисовичу в этом случае удастся переложить ответственность на подчиненных. Примечательно то, что сам Кошурников признал вину, однако руководство «Роснано» продолжает настаивать на том, что разрешение было получено законно.
При этом сам завод, строительство которого уже идет, относится к I и II классу опасности, что делает его нахождение в природоохранной зоне недопустимым. К тому же Плещеево озеро является единственным источником воды для города на 40 тысяч человек.
Меж тем, как отметили журналисты со ссылкой на свои источники в «Роснано», для Чубайса строительство фармакологического производства именно в этом месте стало делом принципа. В 2017 году в администрации президента прошло совещание, на котором границы природоохранной зоны предлагалось перенести так, чтобы завод оказался за их пределами. Однако, учитывая то, что фабрика расположилась прямо в центре природоохранной зоны, этот вариант был отвергнут. В связи с этим Чубайс начал разрабатывать вариант со снижением экологической опасности предприятия. А это можно сделать только изменив те химические вещества, с которыми будет вестись работа. Очевидно, что при этом и сам завод начнет выпускать уже совсем другие лекарства.
Это в свою очередь означает, что государство не получит ту фабрику, на которую оно выделяло деньги. Ну а стремление Чубайса, во что бы то ни стало, довести бессмысленную стройку до конца журналисты объясняют банальным желанием оправдать растрату огромных средств. С этой целью глава «Роснано», по словам журналистом, может постараться вернуть в прокуратуру дело Кошурникова, а попытаться заставить того отказаться от признательных показаний.
Впрочем, в случае с проектной компанией «Роснано» ООО «НТ-Фарма» все сложнее. Именно ей в свое время было выдано незаконное разрешение на строительство и именно ее учредитель и директор Рустам Атауллаханов и Евгений Султанов находятся под следствием. Их обвиняют в хищении 420 миллионов рублей, которые были выделены на завод. В том случае Чубайсу, по мнению журналистов, будет сложнее обеспечить защиту. При этом само предприятие, которое должно было начать выпуск лекарств еще в 2012 году, не раз откладывало старт производства. Ну а Чубайс, уже после ареста Атауллаханова и Султанова, в 2016 году объявлял о том, что пуск фабрики состоится в сентябре 2017 года.
Журналисты также утверждают то, что в «Роснано» с привлечением административного ресурса пытались воздействовать на Минздрав. Цель – получение свидетельства об успешных клинических испытаниях новых лекарственных препаратов. Сделать это госкомпании не удалось.
Напомним, что с 2007 по 2015 годы «Роснано» из бюджета получили в общей сложности 312 миллиардов рублей взносами в капитал, средствами Фонда инфраструктурных и образовательных программ, а также госгарантиями по кредитам. Предполагалось, что с 2016 года госкорпорация начнет зарабатывать сама. Однако когда этот момент настал, что Чубайс, который единственный из руководства госкомпании не попал под санкции, попросил у Правительства новую поддержку в связи с теми же самыми санкциями и финансовым кризисом. Журналисты напоминают, что ни то ни другое не помешало госкорпорации принять участие в провальном проекте с фармацевтическим производством в Ярославской области, освоив на этом деле почти 1,3 миллиарда рублей.
При этом «Роснано» еще и позитивно отчитываются, что за 9 месяцев 2017 года чистый убыток снизился вдвое и составил 6 миллиардов рублей. Казалось, можно было бы порадоваться за увеличение эффективности госкорпорации, вот только долги ее растут куда быстрее. В проекте бюджета на 2018 год значится выделение госкомпании 13,4 миллиардов рублей. А это значит, что если в случае невозможности для «Роснано» расплатиться с кредиторами, долги лягут на плечи государства, а следовательно – налогоплательщиков.
По словам журналистов, близкие к компании люди говорят о том, что однажды Чубайс решит «приватизировать доходы» и «национализировать убытки», и первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в 2012 году управление госкорпорации было выведено в созданное ООО «Управляющая компания «Роснано». Последнее принадлежит «Роснано» на 99 процентов, однако Чубайс уже пытался приватизировать 75 процентов акций в этой компании в 2016 году, намереваясь передать две трети ценных бумаг своим подчиненным в качестве награды «за труд». Если все же получится, то все инвестированные в «Роснано» государственные деньги станут контролироваться частными лицами, ну а долги останутся на балансе компании, приведя к банкротству.
Источник материала - http://argumenti.ru/rassledovanie/2018/02/564735