Виталий Кузьмин: о домашнем аресте и его правилах для подследственного
Домашний арест в последнее время широко практикуется как альтернатива заключению под стражу. Эта мера пресечения более строгая, чем подписка о невыезде или залог. Но нередко подследственные слабо представляют, что именно подразумевает под собой домашний арест, и какие ограничения с ним будут связаны.
Характерной чертой домашнего ареста является то, что суд определяет связанные с этой мерой пресечения ограничения исходя из обстоятельств каждого конкретного дела и учитывая личность каждого конкретного обвиняемого. То есть по разным категориям дел и в отношении разных подследственных условия домашнего ареста могут быть самыми разными.
Основное ограничение –это,конечно же, свободы. По некоторым категориям дел (как правило, если лицо обвиняется в совершении тяжкого преступления), обвиняемому могут вообще запретить выходить на улицу. С учетом имеющихся обстоятельств, объективных и(или) субъективных, суд может разрешить прогулки: кому-то раз в день по часу, а кому-то и два раза в день по два часа. Например, довольно часто гулять на улице разрешают подследственным женского пола, особенно если у них есть несовершеннолетние дети.
Второе ограничение связано с кругом лиц, с которыми подследственному разрешено общаться. Чаще всего он ограничен общением с близкими родственниками, которые проживают с ним, и с адвокатом. С последним запретить общаться ни суд, ни следствие не могут. В некоторых случаях судья может установить график посещения обвиняемого другими, не проживающими с ним лицами (например, родителями раз в неделю на один час).
Кроме того, находящийся под домашним арестом не имеет права пользоваться телефоном и интернетом. Запрещается вообще любая переписка с кем-либо. Изоляция от внешнего мира связана в основном с тем, чтобы не была нарушена тайна следствия или подследственный не смог каким-либо образом повлиять на ход расследования (например, оказать давление на свидетелей). Исключения в виде редких телефонных звонков определенным лицам, в определенное время и определенной продолжительностью также может при наличии на то достаточных оснований разрешить суд.
Как происходит контроль за соблюдением этих ограничений? Как правило, такая функция возлагается на территориальную уголовно-исполнительную инспекцию. Проверяющий может прийти на адрес домашнего ареста подследственного без предупреждения в любое время дня и ночи. После каждого визита составляется соответствующий акт, в котором отражается дата и время посещения, а также отметка о наличии или отсутствии нарушений режима.
Кроме того, следить за обвиняемым, находящимся под домашним арестом, помогают так называемые средства электронного контроля. Чаще всего – это специальный браслет, по которому дежурный в УИИ отслеживает местоположение его носителя. В некоторых случаях браслет заменяют на аппарат, похожий на кулон, который оборудован микрофоном или даже видеокамерой. Таким образом можно проследить, как, с кем и о чем общается обвиняемый, не нарушает ли он таким общением наложенные на него ограничения.
По аналогии с содержанием под стражей вопрос о продлении меры пресечения – домашнего ареста – решается каждые 2 месяца. Его могут продлить, отменить или заменить на другую, более строгую или более мягкую меру пресечения. Во время судебного заседания по этому поводу также могут решаться вопросы об увеличении количества ограничений или наоборот, их послаблении (например, увеличении продолжительности прогулок).
Даже при однократном нарушении хотя бы одного наложенного судом ограничения домашний арест могут заменить на заключение под стражу. Причем, досрочно, сразу же после выявления и фиксации соответствующего нарушения.
И все же, при всем количестве ограничений, сопутствующих домашнему аресту, несомненно, эта мера более лояльная, чем содержание под стражей. Ведь подследственному предоставляется возможность дожидаться суда дома, с домашней едой и постелью, в кругу близких.
Виталий Кузьмин, председатель Московской коллегии адвокатов "Виталий Кузьмин и партнеры"