Александр Михайлов: «Мы с Люсей Гурченко сильно хулиганили»
Известный артист рассказал о жизни и друзьяхАлександр Михайлов снялся более чем в сотне фильмов. В их числе «Одиноким предоставляется общежитие», «Любовь и голуби», «Поддубный». Народный артист Росси по-прежнему много работает и уже девятый год преподает во ВГИКе. А когда его спрашивают, по какому принципу он набирает студентов, отвечает: «Я сразу чувствую: мой это человек или не мой. В чём основа актёрской профессии? В заразительности, Поэтому человек должен заразить меня».
Студентов стараюсь не выгонять
— Александр Яковлевич, сколько студентов сейчас в вашей мастерской во ВГИКе?
— В этом году я набрал на новый курс 36 студентов, а должен был 25. Такая у меня образовалась огромная команда. Я любуюсь ими, получаю наслаждение от общения. Стараюсь ни одного студента не выгонять. Помните в «Маленьком принце»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Единственная проблема сегодня — безработица. Не знаю, когда мои ребята прорвутся. Иннокентий Смоктуновский прорвался, если я не ошибаюсь, года в 32, после роли князя Мышкина в «Идиоте» у Товстоногова. Пути Господни неисповедимы. Каждый идёт своим путём, и на всё есть его величество случай. Он существует, я в это верю.
Пить отучили в море
— Знаю, что вы с детства мечтали о море, а потом два года бороздили Японское, Охотское моря, Тихий океан… Что это вам дало?
— Море очищает. Здесь не выживают людишки. Те, кто выходит в рейс с гнильцой в душе, вынуждены списаться на берег, потому что море их никогда не примет. О море я могу рассказывать целыми днями. Однажды наш корабль попал в шторм баллов пять. Я, пацан ещё, выхожу чумазый из машинного отделения и просто ошалеваю от этой красоты. Ветер сильный, а небо чистое, солнце яркое. Волна бьёт о левый борт, накрывает корабль, и вся носовая часть палубы оказывается в жемчуге. Он так шуршит по палубе и в следующее мгновение исчезает. Вспоминаю, и у меня спазм в горле от этой красоты.
— Эти годы, наверное, были для вас хорошей школой жизни?
— Да. Раз и навсегда в 17 лет меня отучили пить, я не спился и не сопьюсь никогда. Однажды я хорошо выпил в Петропавловске-Камчатском на дне рождения друга. Меня волоком притащили в каюту. Проснулся, смотрю — а у меня фингал. Входит боцман, красавец с меня ростом, мощный такой, он у нас пользовался огромным уважением, и спрашивает: «Ну что, Санёк, оклемался?». Я говорю: «Бать, это не ты меня?» Он с гордостью: «Я!». Спрашиваю: за что? Ведь в первый раз напился. А он мне говорит: «Знаешь, сколько через мои руки таких, как ты, пацанов прошло? Запомни три вещи: с кем пить, когда и сколько. Не запомнишь — сдохнешь». Почти 60 лет я это помню и буду помнить всегда.
О чём плакал Миша Евдокимов
— Вы по-прежнему много гастролируете?
— У меня две антрепризы, концертные вечера, программа «Экология души», сейчас она очень востребована, её просят в Сибири, на Дальнем Востоке, за границей. Ещё я президент Фестиваля культуры и спорта имени Миши Евдокимова. На погосте у Миши мы, его друзья, поклялись продолжать его дело. В этом году на фестиваль пришли 23 тысячи человек, одних легкоатлетических команд 48. Фестивалю уже 25 лет, и мы ни копейки не получаем от правительства.
В чём была уникальность Миши? Когда он начал зарабатывать в Москве деньги, он всю свою родную деревню Верх-Обское в Алтайском крае заасфальтировал. Потом построил стадион. Лет за пять до его гибели как-то во время фестиваля я заметил Мишу у стадиона со слезами на глазах. Думал, что-то случилось, а он говорит: «Знаешь, Сань, это слезы радости. Я сейчас смотрю на этих белоголовых, они носятся, играют в футбол… А ведь они лишний раз не уколются и не выпьют…». В этом была суть этого человека. Я счастлив, что судьба меня с ним связала на многие годы.
— Какая из последних поездок запомнилась вам особенно?
— В прошлом году я побывал в Луганской народной республике. Мне нужно было проехать к другу в Первомайск, а там две трети города уничтожено артиллерией. Подъезжаем на машине к блокпосту. Открываю дверь, пытаюсь выйти, и вдруг мальчишка-охранник бросается вперёд и закрывает меня своим телом. Я немного опешил, а он мне: «Александр Яковлевич, мы же за вас в ответе!». У меня аж ком в горле застрял. А тот спокойно поясняет: «Снайперы там. Они всех на мушке держат. Вы выйдете — и всё, конец». Спросил, сколько ему лет, откуда он родом. Оказалось, ему всего 18, он из Костромы, у него там мама и папа. Он, абсолютно гражданский человек, приехал на Луганщину, потому что здесь убивают русских…
Знаменитые трусы я подбирал сам
— Съёмки в каком фильме вы вспоминаете с особым удовольствием?
— Один из таких фильмов — «Любовь и голуби». Это был редчайший случай, когда я можно было получать наслаждение от свободы творчества, от осознания того, что режиссёр в тебя верит. Весь фильм мы хулиганили. Это было такое счастье! Мы с Люсей Гурченко приходили на съёмку и начинали импровизировать. Показываем один вариант сцены, другой… Режиссёр Володя Меньшов падает на землю от хохота. Мы с Люсей ждём, когда он перестанет смеяться, и показываем следующий вариант. И так раз пять. Володя, насмеявшись вволю, говорит: «Давайте на третьем остановимся». Свои знаменитые трусы я сам лично подбирал в костюмерной «Мосфильма» полторы недели, чтобы и расцветка была приличная, и длина подобающая. А сколько издевательств мы потом пережили! Картину резали, Володю отстранили от монтажа, потом вернули, потом фильм попал под антиалкогольную кампанию… Шесть сцен были вырезаны и смыты с пленки.
— В фильме «Белый снег России» вы очень убедительно сыграли шахматиста Алехина. А сами вы в шахматы играете?
— Этот фильм снят по роману Александра Котова «Белые и чёрные». И первое, о чём спросил меня Александр Александрович, узнав, что меня утвердил худсовет: «А вы сами играете в шахматы?». А я знал только один шахматный ход е2 е4, в чём честно и признался. Он ужасно расстроился. А в фильме есть эпизод, где Алехин играет сам с собой. Я его репетировал четыре дня. Всё до механизма отработал. После просмотра этого кусочка ко мне подходит Котов и говорит: «А почему вы мне солгали? Вы же играете в шахматы!» Я ответил: «А вот это уже мой секрет. Я сделал всё возможное, чтобы вы поверил, что я профессионал». Он поклонился: «Всё, тогда извините». Благодаря этой картине, я из Саратовского театра был приглашён в Москву в театр имени Ермоловой.
Во мне умер архитектор
— У вас есть увлечения?
— Время от времени я задумываюсь: моя ли вообще актерская профессия. Я сейчас не кокетничаю, а говорю совершенно серьезно. Может, во мне умер хороший архитектор. Ещё не было ни одного похода в магазин, где я бы не скупал журналы про дома, дачи. Я люблю их собирать. У меня 12 соток в Солнечногорском районе в селе Трусово. Там я по своему проекту сделал баню и гараж. Я получаю от этого дикое удовольствие, вы даже не представляете. Мечтаю теперь когда-нибудь построить дом по своему проекту и дожить до 88 лет без маразма. А там — как Бог даст.
Источник: http://zbulvar.ru