27.03.2018 17:03 25525
Как "неуставные отношения" исчезают из статистики, но не из воинских частей
"...Когда пришло время отвечать за неуставные отношения, Аджоян, без каких-либо проблем со здоровьем отслуживший свой год в армии (именно физические преимущества позволяли ему подчинять себе более слабых сослуживцев), оказался вдруг задним числом недо-военнослужащим... " В Балашихе продолжается судебный процесс по факту гибели в армии призывника Артема Тетерина.СЕГОДНЯ, 27 МАРТА Фонд «Право Матери» продолжил работать в Балашихинском гарнизонном военном суде по уголовному делу о гибели в армии Артема Тетерина (1993 г. р.) из Забайкальского края. На скамье подсудимых – сослуживец Артема, Усуб Аджоян. Ему предъявлено обвинение по ст. 116 УК РФ (побои) и ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства). В деле, кроме признанной потерпевшей матери погибшего Ольги Валерьевны Тетериной, есть еще потерпевшие – трое живых военнослужащих. Дело слушает судья Вадим Павлюкович. Заседания идут с 21 марта 2018 года.
Накануне, в заседании 26 марта юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина, представляющая в суде интересы матери погибшего, заявила два ходатайства – об изменении меры пресечения обвиняемому (сейчас Аджояну избрана мера пресечения в виде залога в 500 тысяч рублей, он на свободе и уже успел обзвонить и объехать почти всех свидетелей, о чем сами свидетели рассказали на следствии, это зафиксировано в материалах дела; кроме того, в пятницу 23 марта все участники процесса собрались в суде просто для того, чтобы подождать обвиняемого, который в назначенное судебное заседание так и не явился…). В удовлетворении этого ходатайства суд отказал, хотя Аджоян, кроме всего прочего, еще и отрицательно характеризуется по службе, из материалов дела – служебная характеристика Аджояна: «За время службы в занимаемой должности рядовой Аджоян У. Р. показал средний низкий уровень профессиональной подготовки. Требования общевоинских Уставов изучил в минимально необходимом объеме. Свои обязанности по занимаемой должности не знает, в повседневной деятельности их не выполняет. (…) Дисциплинированность и исполнительность на низком уровне. Поставленные задачи выполняет, но не всегда в установленные сроки и требует постоянного контроля со стороны командиров и начальников. Инициативу не проявляет. (…) Моральные и психологические качества не всегда устойчивые, требует постоянного контроля со стороны старших начальников. Состояние здоровья удовлетворительное. Работоспособность средняя, физическая подготовка хорошая».
Второе ходатайство, заявленное в процессе юристом Фонда «Право Матери» – о возврате дела прокурору для правильной квалификации деяния подсудимого. Изначально деяние Аджояна было верно квалифицированно по 335 статье УК (неуставные отношения). И потерпевших от действий Аджояна было в деле восемь человек (включая Артема Тетерина). Но 4 сентября 2017 года заместитель руководителя военного следственного отдела СК России по Ярославскому гарнизону капитан юстиции Радченко Н. В. издал постановление «О даче следователю указаний о квалификации преступления и об объеме обвинения», в котором дал следователю указания переквалифицировать обвинение, и «неуставные отношения» превратились просто в «побои», а «неуставные отношения с тяжкими последствиями» в виде смерти потерпевшего Тетерина в «доведение до самоубийства». Тем самым количество потерпевших по делу сразу уменьшилось (не всем им были причинены именно побои, над кем-то Аджоян издевался другими способами, и этому виду деяний после вмешательство в дело заместителя ВСО Радченко уже статей в УК не нашлось). А статистика по «дедовщине» в армии – «улучшилась»…
Поводом для такой переквалификации стал тот факт, что Аджоян (после того, как против него возбудили уголовное дело) предоставил следствию справку о том, что в 2007 году у него якобы был зафиксирован эпилептический припадок, в связи с чем, на призывной комиссии (спустя 8 лет) ему, оказывается, должна была быть определена степень годности к военной службе «В», а поэтому преступления, совершенные им в армии во время прохождения службы, нельзя квалифицировать статьями из главы 33 УК (преступления против военной службы). То есть в момент, когда пришло время отвечать за неуставные отношения, Аджоян, без каких-либо проблем со здоровьем отслуживший свой год в армии (именно физические преимущества позволяли ему подчинять себе более слабых сослуживцев), оказался вдруг задним числом недо-военнослужащим.
В ходатайстве о возврате дела прокурору юрист Фонда «Право Матери» подчеркнула, что Аджоян был призван на военную службу в соответствии с действующим законодательством РФ; не обжаловал своей призыв в армию как «незаконный»; командование в/ч не комиссовывало и не исключало Аджояна из списков состава в/ч по медицинским либо иным основаниям; законодательство РФ не предусматривает за призванным на военную службу и не комиссованным, иного статуса, кроме – «военнослужащий». Рассмотрение этого ходатайства суд отложил.
СЕГОДНЯ, 27 марта суд допросил двоих потерпевших по делу – Р. и Н. Они подтвердили свои показания, которые давали против Аджояна на следствии. Показания свидетеля Н.: «В один из дней конца августа-начала сентября 2016 года он, Н., заступил в суточный наряд по роте в качестве дневального. (…) Аджоян предъявил Н. претензии относительно того, что И. как более старший по сроку службы, не должен убирать туалетную комнату, после чего нанес ему, Н., не менее двух ударов внутренними сторонами ладоней обеих рук в область головы, схватил за лямку сумки противогаза и сильно дернул на себя, отчего последний упал на землю. Затем нанес лежащему на земле Н. еще не менее двух сильных ударов ногами, обутыми в ботинки с высоким берцем, в область спины». Показания свидетеля Р.: «В один из дней начала октября 2016 года в период времени с 15 часов до 18 часов он, Р., совместно с Тетериным А. А. и еще одним сослуживцем, находился в комнате информирования и досуга, где изучали положения Уставов ВС РФ. В указанный период времени в комнату зашел рядовой Аджоян У. Р. и стал поочередно спрашивать положения Уставов ВС РФ. Он, Р., растерялся, стал нервничать в связи с чем, докладывая положения Устава, сбивался и повторял последние слова. Указанное обстоятельство разозлило Аджояна У. Р., в связи с чем он нанес ему не менее двух сильных ударов по голове книгой Уставы ВС РФ».
Следующее заседание по делу состоится завтра, 28 марта 2018 года. Начало процесса в 10.00.
* * *
Проект “Бесплатная юридическая помощь и судебная защита членов семей погибших военнослужащих” реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Поддержать нашу работу можно, оформив ежемесячный автоплатеж в пользу Фонда «Право Матери» в своем личном кабинете Сбербанка Онлайн или, сделав разовое пожертвование на нашем сайте: http://mright.hro.org/help
Мы не берем с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.