24.05.2018 15:05 15649
Показания призывников по делу о гибели в армии Ильи Горбунова
Илья Горбунов был призван в армию 8 ноября 2016 года из Брянской области. Уже через три месяца его близким из армии прислали цинковый гроб. Он погиб в в/ч 32010, потому что его – необученного, без допуска к управлению, – посадили в сломанный, не подлежащий эксплуатации танк, и приказали перегнать этот танк по обледеневшему колейному мосту. В этой истории замешано несколько офицеров части, один из которых – Олег Леонтьев находится на скамье подсудимых.Леонтьеву предъявлено обвинение по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия). Вины своей в гибели Ильи Горбунова он не признает.
23 МАЯ Фонд «Право Матери» продолжил работать в Наро-Фоминском гарнизонном военном суде по уголовному делу о гибели в армии Ильи Горбунова (1998 г. р.). Интересы потерпевших (сестер погибшего Марии и Наталии Пупченковой) представляет юрист Фонда «Право Матери» Надежда Кузина. Дело слушает судья Дмитрий Балабанов. Предыдущее судебное заседание по делу состоялось 22 мая 2018 года (см. пресс-релиз Фонда «Право Матери» N 41/1942 от 22 мая 2018 года).
23 МАЯ в суде были оглашены показания свидетелей, которые не смогли приехать для участия в процессе, но подтвердили показания, которые дали на следствии.
Свидетель Харитонов (тот самый, которого офицеры пытались представить следствию как опытного водителя танка N 436 Т-80У, на котором перевернулся и погиб Илья Горбунов, – см. пресс-релиз Фонда «Право Матери» N 41/1942 от 22 мая 2018 года), подтвердил, что «на момент 6 февраля 2017 года он не имел право управлять танком, так как не сдал соответствующие на это экзамены и не имел удостоверения механика-водителя. Занятий по вождению танков с военнослужащими 8-й танковой роты никто не проводил. Он научился управлять танком с помощью других военнослужащих по призыву, которые в конце декабря 2016 года перегоняли танки на танкодром N 1. Это были военнослужащие из других подразделений. Он сам о том, чтобы его научили управлять танком, просил у таких военнослужащих. Леонтьев его не обучал управлению танком. Военнослужащие 8-й танковой роты привлекались только для перегона танков из парка боевых машин УТЦ войсковой части 19612 до какого-либо объекта на территории УТЦ, а также в обратном направлении. Занятия по обучению вождению танков с этими военнослужащими на учебных местах не проводились. Илья Горбунов ездил на танке меньше их всех, т.е. управлял танком только 2 раза, но куда конкретно ездил (по какому маршруту) Илья Горбунов, он не помнит.
В период предварительного следствия по уголовному делу Леонтьев склонял его к даче ложных показаний. Так, после допроса у следователя Леонтьев вызвал его к себе (в конце июня 2017 года) в канцелярию роты и уговаривал дать ложные показания о том, что он, Леонтьев, не назначал вместо него механиком-водителем танка N 436 Т-80У Горбунова И. А.
Ему известно, что у танка N 436 Т-80У была техническая неисправность, связанная со стертостью грунтозацепов на гусеницах (левой и правой). На данном танке он выезжал с танкодрома N 1 до парка боевых машин УТЦ войсковой части 19612. В связи со стертыми грунтозацепами на гусеницах ему приходилось достаточно осторожно перемещаться на данном танке. На КТП парка боевых машин УТЦ войсковой части 19612 6 февраля 2017 года никто не ходил и никто у военнослужащих в указанный день не проверял наличие удостоверений механиков-водителей.
Мост является самым сложным участком маршрута, так как ширина моста практически составляет ширину танка (т.е. мост является колейным). Таким образом, на таком мосту сложно маневрировать. Помимо этого, на самом мосту в зимний период времени, был лед, снег и грунт. На самом мосту, а именно рядом со съездом (если двигаться по данному маршруту) имелась насыпь из льда, грунта и снега, на которой, как ему сказал Жирухин, у Ялового возникли трудности с преодолением данной насыпи. Сложность в преодолении этой насыпи (кочки) заключается в том, что из-за высоты этой насыпи механик-водитель видит только небо, так как танк (передняя часть танка) подымается вверх и если танк забуксует (т.е. останется в этом положении), то самостоятельно механику-водителю будет сложно эту насыпь преодолеть и принять верное решение. При этом использовать задний ход в данной ситуации нельзя, так как из-за скольжения, танк может развернуть влево и после использования заднего хода можно упасть в р. Иневка».
Свидетель Жирухин подтвердил следующие показания, данные им на следствии: «6 февраля 2017 года при преодолении маршрута до танкодрома N 1 у Ялового возникла проблема с преодолением моста из-за имеющейся там насыпи, состоявшей из льда, снега и грунта, что замедлило его и Ялового передвижение. Поскольку он ехал после танка Ялового, то когда он подъехал к танку Ялового поближе, то обнаружил, что левая гусеница танка Ялового частично находится над водой (т.е. левая гусеница примерно наполовину свисала с левого края моста). При этом он также видел, что Яловой на своем танке почему-то постоянно едет то вперед, то назад и левая часть гусеница под управлением Ялового с каждым разом начинает все больше провисать над водой (т.е. за пределами моста). Он, используя звуковую сигнализацию танка, пытался посигналить Яловому, но тот его не слышал. Поэтому он заглушил свой танк и подбежал спереди танка Ялового и жестами показал Яловому, чтобы он заглушил свой танк и послушал его. Он сказал Яловому, что левая гусеница, танка под управлением Ялового, уже частично свисала с левого края моста и танк может перевернуться. Яловой слез с танка и посмотрел на это. Яловой был удивлен, что танк, а именно левая часть гусеницы танка уже частично находилась на весу (т.е. над водой). После чего Яловой залез в танк и он жестами помог Яловому выровнять танк, так чтобы можно было продолжить движение, поскольку Яловому было сложно самому смотреть назад и при этом управлять танком самостоятельно».
По этому рассказу свидетеля Жирухина можно составить представление о том, что случилось с Ильей Горбуновым во время преодоления им колейного моста. За танком Ильи никто не ехал, и соответственно – некому было предупредить его в момент, когда танк начал соскальзывать с моста в реку. Ни одного из сопровождающих офицеров с призывниками не было.
Также из показаний свидетеля Жирухина: «До 6 февраля 2017 года теоретических занятий в учебном классе с военнослужащими 8-й танковой роты войсковой части 32010 никто не проводил. Также практические занятия с военнослужащими 8-й танковой роты войсковой части 32010 никто не проводил на учебных местах. Кроме того, каких-либо занятий в тренажерном классе для обучения военнослужащих вождению танков с военнослужащими 8-й танковой роты до 6 февраля 2017 года также никто не проводил. Такие занятия (практические и теоретические) начали проводиться с военнослужащими 8-й танковой роты войсковой части 32010 только после 6 февраля 2017 года. Лично его обучал вождению Яловой и Ванин (* такие же призывники, как и он сам). Так, Яловой и Ванин ему показали местонахождение рычагов управления танка на месте механика-водителя, педали газа и тормоза, а также он несколько раз 1-2 вместе с этими военнослужащими, с каждым в отдельности, ездил на танке».
Из показаний солдат-срочников, служивших под командованием горе-офицеров, которых мы видели и слышали в предыдущем судебном заседании, следует, что они действительно учились водить танки друг у друга. При таких навыках преодолевать всякий раз колейный мост им помогало, вероятно, только чудо. Все офицеры (за исключением не признающего свою вину Леонтьева) – не просто на свободе. Они по-прежнему служат на своих должностях. И по-прежнему судьба солдат-срочников в их власти (родители, чьи дети сейчас служат в этой части, обратите внимание!).
Илья Горбунов был призван в армию 8 ноября 2016 года из Брянской области. Уже через три месяца его близким из армии прислали цинковый гроб. Он погиб в в/ч 32010, потому что его – необученного, без допуска к управлению, – посадили в сломанный, не подлежащий эксплуатации танк, и приказали перегнать этот танк по обледеневшему колейному мосту. В этой истории замешано несколько офицеров части, один из которых – Олег Леонтьев находится на скамье подсудимых. Ему предъявлено обвинение по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия). Вины своей в гибели Ильи Горбунова он не признает.
Следующее заседание по делу состоится 5 июня 2018 года в 11.00. Следите за пресс-релизами Фонда!
* * *
Проект “Бесплатная юридическая помощь и судебная защита членов семей погибших военнослужащих” реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Поддержите нашу работу, оформив ежемесячный автоплатеж в пользу Фонда «Право Матери» в своем личном кабинете Сбербанка Онлайн или, сделав разовое пожертвование на нашем сайте: http://mright.hro.org/help
Мы не берем с самой семьи погибшего солдата ни копейки денег: ни фиксированной платы, ни "процентов от выигрыша" - ничего.