Застраховаться от оккупации. Национальная перестраховочная компания сдаёт рынок иностранным агентам
Лидерами российского рынка перестраховочных услуг несмотря ни на что остаются международные компании - Willis, Marsh, AON, к которым не раз возникали вопросы даже у них на родине. Почему же к ним с поклоном идет глава Национальной перестраховочной компании – Николай Галушин?
США и Великобритания угрожают российским компаниям новыми санкциям, и уже, в общем-то, не скрывают, что их цель получение преимущества в международной конкуренции. При этом, даже российские госкорпорации сами, чуть ли не с радостью, предоставляют Госдепартаменту самую подробную информацию о себе. Парадоксально, но российский рынок наводнен разного рода сомнительными финансистами, прикрывающимися статусом международных финансовых компаний.
Российский рынок, фактически оккупирован международными страховыми брокерами и перестраховочными компаниями. Их клиентами являются тысячи крупных, средних и мелких российских предприятий. Часто их услуги стоят не дорого. Да собственно и услуга-то формальная. Например, подыскать крупному предприятию страховую компанию, которая застрахует его риски.
Ну, например, найти Роскосмосу, страховщика, который поручится за его риски по запускам. Почему, в Роскосмосе не могут сделать самостоятельно, а готовы платить миллионы рублей сторонним брокерам? Хороший вопрос. Но, например, «Россети» - консультирует британская Willis, космические запуски перестраховывает американский – Marsh, американский AON –консультирует и перестраховывает риски «Норильского никеля». «Согаз» перестраховывает риски через брокера AXIOManx Reinsurance Brokers Limited, зарегистрированного в британском офшоре.
Ростех, например, создает даже собственного страхового брокера - «РТ-Страхование», генеральным директором которого является штатный сотрудник корпорации Валентина Ракитина. На словах Ракитина декларирует, что ее цель сделать перестрахование предприятий Ростеха эффективным и безопасным. Однако, но на деле это не мешает наращиванию активности американского брокера Marsh. Семья Ракитиной находится на Мальте, а сотрудник крупнейшей российской госкорпорации, контролирующей десятки предприятий ВПК, продвигает американские интересы. Так при перестраховании российских космических запусков участие Валентины Ракитиной сыграло ключевую роль в выборе именно брокера Marsh, хотя, например, другой брокер «Малакут» делал более конкурентное предложение.
И, кстати, подобных лоббистов в российских госструктурах оказывается не мало. Стоит, например, упомянуть и Капитолину Турбину, главу представительства американской перестраховочной компании Gen Re. неплохо обустроившуюся не только в России, но и в Швейцарии вместе с мужем - Борисом Пастуховым. Турбина просто представляет в России американские интересы, а ее супруг в последнее время работал в медицинских проектах близких к Даниле Хачатурову. О его успехах можно судить по недавней критике, с которой новый глава ФК «Открытие» Михаил Задорнов и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко обрушились недавно на руководство «Росгосстраха» во главе с Хачатуровым и систему российского медицинского страхования.
Примечательно, что и Ракитина и Турбина входят в совет по перестрахованию АО «РНПК» - российской государственной компании, призванной заменить всех западных брокеров и ограничить их влияние в России, а также вывод ими средств российских компаний за рубеж. Возглавляет этот совет Элла Платонова, которая в свое время создавала и руководила европейским представительством одного из первых в России перестраховочных акционерных обществ – «Находка Ре». Зачем маленькой приморской компании нужно было иметь офис в Лондоне не очень понятно. Но очевидно, что сейчас у Платоновой хорошие связи среди англосаксонских страховщиков, которые, безусловно, многому ее научили во время ее европейской практики.
Очевидно еще, что с таким советом РНПК и не стремится продвигать услуги российского страхования ни в мире, ни даже в России. Да и президент госкомпании Николай Галушин с радостью летает в Лондон, по видимому, вопреки должностным обязанностям, завлекая международных страховых брокеров на российский рынок, предлагая им дружбу и партнерство.
Предполагается, что в свое время назначение Галушина поддерживал заместитель генерального директора компании «Ингосстрах» Алексей Галахов. В своих интервью Галахов позиционирует Галушина, как друга и соратника. Можно подумать, что и преклонение перед англосаксами у них общее.
Но надо помнить, что каждый раз, приглашая импортного страхового консультанта российские предприятия должны раскрывать перед ним не только финансовую, но часто и производственную информацию. При этом хорошо известно, что все этим Willis, Marsh, AON неоднократно оказывались в центре скандалов в США, Великобритании, Китае, Канаде и других странах. Другими словами, качество их услуг вызывает большое сомнение даже у них на родине, и вряд ли в России оно лучше. За то сообщать информацию о своих клиентах, особенно российских в Министерство США и другие заинтересованные иностранные службы они просто обязаны.
Автор: Александра Скоркина