28.03.2019 17:34 9614
Олег Урушев: "В России можно снимать историческое кино мирового уровня"
Предлагаем вниманию читателей интервью с генеральным продюсером исторической картины «Тобол» — о том, как фильм стал культурологическим проектом.Фильм «Тобол» несколько недель был в первой пятерке российского проката и вышел на экраны за рубежом. Теперь его смогут увидеть зрители в разных уголках мира — от Европы до Северной Америки, что для нашей киноиндустрии по-прежнему редкость.
Исторического кино сейчас снимается немало, но этому фильму удалось преодолеть не только границы между странами, но и между жанрами. «Тобол» оказался широким, как сама Сибирь. И символично, что первые премьерные показы прошли не в гламурных московских кинотеатрах, а в Тюмени, Тобольске.
Фильм вышел за свои пределы и очутился... в репертуаре симфонического оркестра, а также на страницах четырех книг и в экспозициях нескольких музеев. Кроме того, скоро нас ждет премьера киносериала «Тобол» на Первом канале.
В чем же уникальность проекта и каково это — снимать исторический блокбастер, в интервью для читателей «МК», рассказал генеральный продюсер и автор идеи «Тобола» Олег Урушев.
— Премьера полнометражного фильма состоялась. Как вы оцениваете проект и когда ждать его продолжения в виде сериала?
— Интерес к фильму оказался очень высок, и он до сих пор идет в кинотеатрах по всей стране. Причем в третий уик-энд сборы были больше, чем во второй: народная молва сыграла свою роль. Но продюсеру всегда хочется большего. Оглядываясь назад, могу сказать, что не надо было выходить совместно с франшизой «Как приручить дракона-3». У «Драконов» и «Тобола» разная аудитория, но семейный кошелек-то один, и выбор родителей падает на то, что хотят посмотреть дети.
Сегодня развернулась дискуссия кинотеатров и Министерства культуры о лоббировании российских фильмов. Я — за разумный министерский маркетинг. Если бы «Драконы-3», как мы просили, сдвинули на неделю, то можно было собрать в два раза больше, притом что «Драконы» сохранили бы свои 1,5 миллиарда. Все страны лоббируют свой кинематограф, есть хороший опыт во Франции, Германии.
Сейчас мы готовимся к выходу сериала «Тобол», уже закончен монтаж и озвучание. В основу легли события, которые зрители видели в кино, но они расширены и дополнены новыми сюжетными линиями и героями. Также в телефильме появляются новые замечательные актерские работы: Камиля Ларина, который сыграл в сериале бухарского купца Касыма, актрисы Ян Гэ в роли Хамони и Айкони. Появились линии митрополита Филофея-Крестителя, фискала Нестерова, Таберта, староверов и Епифании.
— Насколько я понимаю, «Тобол» — это не только фильм и сериал, но целый проект, благодаря которому мы как будто заново открываем для себя Сибирь.
— Изначально мы хотели создать культурологический проект, который бы привлек внимание к Сибири, ее прошлому и настоящему, у нас это получилось. Помимо фильма и сериала «Тобол» — это роман Алексея Иванова и симфоническое произведение, созданное композитором Александрой Магикян, это музейный комплекс «Посад сибирских старожил», который был достроен в рамках работы над фильмом и теперь принимает посетителей, две изданные книги «нон-фикшн». А в Тюменской области даже появилось отдельное туристическое направление — экскурсионный маршрут по местам съемок «Тобола».
— Как, кстати, фильм приняли в Сибири?
— Я проехал со съемочной группой семь городов, и везде «Тобол» встречали очень эмоционально, покидали зал со слезами на глазах. И, что очень важно, фильм действительно возбудил интерес к исторической Сибири — это свершившийся факт. Например, в Омске на прямой ТВ эфир мне позвонили местные байкеры, после просмотра кинофильма они решили ехать в первую столицу Сибирской губернии. И по кассовым сборам большая Тюменская область на первом месте. В Тюмени, Сургуте, Ноябрьске премьеры прошли под долгие аплодисменты зрителей. По словам губернатора Тюменской области Александра Моора, «Тобол» способен поднять новую волну интереса к Сибирскому региону и его истории.
— Каково это — снимать историческое кино в России, где история — вообще камень преткновения, а тем более художественно осмысленная и вынесенная на суд массового зрителя?
— С одной стороны, нельзя забывать, что это художественное произведение, которое не претендует на то, чтобы становиться экранизированным учебником истории. Так, сюжетная линия, связанная с китайцами и интригами Гагарина, — вымысел писателя. С другой стороны, историчности в «Тоболе» очень много. Мы проделали огромную работу в сотрудничестве с историками и краеведами. В архивах мы нашли уникальные, не издававшиеся ранее документы, подтверждающие достоверность многих событий, изложенных в фильме. Копии писем Гагарина и Петра I мы передали Тюменскому музейно-просветительскому объединению, и теперь они стали экспонатами музея.
Конечно, не обошлось без критики. В истории, как и в медицине, разбираются все. В начале фильма действие происходит на балу 1714 года. Петр действительно еще не издал указ «Об Ассамблеях» 1718 года, но балы по факту уже были. Например, знаменитый бал карликов Меншикова, который князь устроил после возвращения с Полтавской битвы, состоялся еще в 1710 году.
Я хорошо знаком с этим периодом истории, потому что еще с Даниилом Граниным обсуждал сценарий фильма про князя Меншикова. Затем его писали Миндадзе, Чухрай и Ефремова.
Или сомнению подвергают участие шведов в походе Бухгольца, однако в указе Петра прямым текстом сказано: взять в поход шведов. Но эти эпизоды не влияют на общий исторический фон фильма. Эпоха и время переданы достоверно. В то же время мы старались уйти от лубка и «боев с табуретками», и для этого приходилось корректировать сценарий.
Мы спокойно и конструктивно относимся к критике. Одним показался слишком динамичным фильм, другие не смоги дочитать роман, скучно…
— Насколько я понимаю, роман «Тобол» вырос как раз из сценария, а потом Иванов решил уйти из проекта и стал его критиковать?
— Стал критиковать, но под рекламную кампанию роман появился в продаже в книжных магазинах в кинообложке. В кризис 2014 года, когда евро двигался к 100 и на «Мосфильме» закрывались практически все кинопроекты, мы заказали Иванову сценарий и очень хорошо оплатили работу. Когда же готовый текст Иванова увидели на Первом канале, то восприняли его довольно критически, сказав, что это «план романа», а не сценарий.
Алексей сделал сценарий на три часа и год не мог сам сократить текст до двух часов экранного времени, как было указано в контракте и техническом задании. В итоге за него это делал режиссер Игорь Зайцев. Самой сильной сцены, где Ремезов с обозом везет огарочек свечи на могилу Петьки, первоначально не было. Но без нее на целых 20 минут экранного времени Ремезов и Маша выпадали из фильма. Мы убедили автора, что она необходима, и появилась сильнейшая сцена кинофильма.
В апреле «Тобол» можно будет посмотреть на ресурсе Первого канала — «Кино 1ТВ.ru». Так что любителям Интернета можно не мучиться, не смотреть фильм в ужасном качестве в Сети. В первый уик-энд копия фильма была нелегально снята из зала, пиратство сегодня — важнейшая проблема для российского кинематографа.
— Как складывается ваша работа с Первым каналом?
— Мы успешно сотрудничаем с Первым, который выкупил у нас мировые телевизионные права на кинофильм и сериал. Показ телесериала на Первом канале ожидается в конце 2019 года
— Сам фильм с художественной точки зрения оправдал ваши ожидания?
— Да, фильм состоялся благодаря команде, которая над ним работала. Самая большая наша удача — актерский ансамбль, такие звезды как Дмитрий Назаров, Евгения Дятлов, Сергей Степанченко, Дмитрий Дюжев, Екатерина Гусева, молодые актеры: Андрей Бурковский, Агата Муцениеце, Илья Маланин, Юлия Макарова, Павел Табаков — блестяще справились с задачей. Команда каскадеров NOMAD под руководством Жайдарбека Кунгужинова работала на мировом уровне, очень многое фильму дал высококлассный монтаж обладателя «Золотого орла» режиссера Петра Зеленова.
Нужно понимать, что фильм «Тобол» — это истерн о подвиге, чести, доблести и любви для широкой аудитории. При этом в фильме много и драматургических удач, мы смогли создать глубокий, мощный и трогательный образ русской семьи Ремезовых. Он складывается из подвига Петьки, отца и матери, Маши. Истинная глава этой семьи — мать, гениально сыгранная актрисой Ольгой Васильевой. Вместе с ней в кинозале плачут даже мужчины. Когда мы предложили роль Ремезова Сергею Гармашу, ему не понравился образ «злого старика с бородой» из первоначального сценария, он сказал, что там «нечего играть». Но работа Дмитрия Назарова в фильме сделала этот образ многоликим, интересным и собирательным.
— Как вам удалось найти финансирование на такой масштабный проект?
— Тут нет секрета. Финансировался он из нескольких источников — грант российского Фонда кино, поддержка от правительства Тюменской области, и особенно нам помогли представители сибирского бизнеса. Генеральным партнером фильма стала компания «Сибур», официальным — «Газпром нефть».
«Сибур» реализует в регионе корпоративную благотворительную программу «Формула хороших дел», помимо социальных начинаний поддерживает и искусство, очень много вкладывая не только во внешнее благоустройство, но и в развитие культурной жизни сибиряков.
— Честно говоря, перед тем как увидеть фильм, я боялась обнаружить там такой навязчивый, наигранный патриотизм, но ничего подобного не увидела — сюжет вызывает доверие, а не оскомину.
— Нам не нужно было ничего специально придумывать. Обстоятельства и характеры могут быть самыми противоречивыми, но человек всегда способен на подвиг во имя Родины, товарищей. А движущая сила всего — любовь. К женщине, к своей земле. И именно об этом мы рассказали в фильме.
— Несмотря на все сложности подобных исторических проектов, вы готовы продолжить работу в этом направлении?
— Обязательно, более того, мы уже разрабатываем новый проект — «Романовы: преданность и предательство», в съемках будут задействованы сразу четыре региона — Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Санкт-Петербург. Это проект о последних годах правления Романовых. Первый вариант сценария написан тюменским писателем Сергеем Козловым. Мы планируем снять сериал, кинофильм и выпустить роман. Все, как мы уже опробовали в проекте «Тобол». Консультантами выступят Государственный исторический музей, Тюменское музейно-просветительское объединение и Российский государственный архив древних актов, с которыми мы плодотворно сотрудничаем. Наша кинокомпания берется за очередную сложную работу, потому что мы уверены: у нас можно снимать историческое кино мирового уровня.