Информационные войны: российская «медиа-триада»
Тенденция ведения глобальных вооруженных конфликтов медленно, но верно уходит в прошлое, и на смену ей приходит новый вид – информационная война. Психологические, гибридные, информационные угрозы изо дня в день набирают обороты. В основе информационной войны лежит ложь, искажающая, умалчивающая, сохраняющая в тайне факты, подбирающая их для манипуляции общественным сознанием
Формат информационного противостояния развязывает руки западным спецслужбам, позволяя им проводить психические операции, создавать фейковые новости о российских ВС, управлять действиями «пятой колонны» в лице либеральных подрывных центров внутри России – «Эхо Москвы», «Дождь», «Медуза», «Инсайдер» и многими другими оппозиционными структурами. Кроме того, иностранные«партнеры»не брезгуют применять и гибридные методы противостояния, такие как санкции, стимуляция коррупции, разжигание общественных конфликтов, ведение опосредованных войн (таких как в Сирии и на Украине).
Новый вид войны потребовал от военно-политического руководства России новых подходов и методов борьбы. С целью обороны на «информационном фронте»появилась «медиа-триада» – на манер«ядерной триады». Ее представляют: Мария Захарова – в МИД РФ, Дмитрий Песков – в Администрации Президента и Игорь Конашенков – в Минобороны.
Так, Мария Захарова неоднократно уличала представителей запада в написании и распространении фейковой информации. Несмотря на то, что зарубежные власти ранее делали заявления о том,что они сами борются с фейками, не так давно наш МИД уличил их в политике«двойных стандартов».В качестве примера была приведена ситуация с арестом основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа в Великобритании. Захарова отметила, что считает невозможным одновременно проводить форум о защите журналистики там же, где ранее задержали человека, предоставлявшего аудитории настоящую правду о многих событиях.
Помимо этого, ярким примером работы Захаровой является разоблачение Джона Болтонав распространении фейков о России. Данный инцидент привел к тому, что президент Дональд Трамп уволил Болтона со словами, что не согласен со многими его предложениями и высказываниями.
Необходимой защитой нашей страны занимается и пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков. На нем вместе с М.Захаровой сейчас завязан мониторинг информационных угроз и их нейтрализация – ведь если вовремя не комментировать вбросы, они будут распространяться и обрастать домыслами.Работы у него хватает,только за последнее время он отвечал на выпады по поводу гибели российских солдат в Мозамбике. Опроверг слухи об участии Москвы в конфликте на Донбассе. Прокомментировал вторую часть американского доклада о «российском вмешательстве». «Нового ничего нет. Рецидив старого», – отметил он.
Активную работу в отражении информационных атак ведут и в Министерстве обороны под руководством Игоря Конашенкова. Под его началом работает целый Департамент информации и массовых коммуникаций (ДИМК) МО РФ, который отвечает за нацбезопасность нашей страны и репутацию ВС РФ в целом.Несомненно, особенно острой темой является гибридная война в Сирии. Новости о событиях в этой стране появляются на просторах интернета ежедневно и часто становятся основой для новых претензий и возмущения либеральных СМИ. Неоднократно заказные ресурсы делали заявления о гибели наших солдат в Сирии, и каждый раз на это поступала быстрая реакция со стороны ДИМК. Так, весной этого года Конашенков заявил, что Минобороны РФ обладает многочисленными доказательствами того, что в апреле в сирийском городе Дума произошла спланированная провокация с химоружием, в то время как зарубежные источники обвиняли в этом РФ.
Для более масштабной и прогрессивной работы в России также был создан Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУ). Основными задачами центра являются:обеспечение управления повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота; сбор, обобщение и анализ информации по военно-политической обстановке в мире, на стратегических направлениях и по общественно-политической обстановке в Российской Федерации в мирное и военное время.
Надо полагать, что создание национального центра управления обороной для ДИМК было заранее хорошо продуманным шагом Министра обороны России Сергея Шойгу, который с самого начала понимал вектор смещения мировых конфликтов в сторону цифрового пространства.Сейчас НЦУ РФ – это полноценная система реагирования на информационные угрозы, оснащенная по последнему слову техники, которая надежно контролирует обстановку в медиапространстве.
Казалось бы, США, их офис по международным информационным программам,офис по коммуникации имеют намного большее спонсирование нежели их российские коллеги, что позволяет данным департаментам следить за нацбезопасностью их страны и защищать репутацию военных сил США более эффективно.Однако деньги не смогли обеспечить им безупречную репутацию. Так, например, летом на лжи был пойман официальный представитель Государственного департамента США Хизер Науэрт. В ходе брифинга девушка заявила о том, что в Иране якобы проходят массовые акции протеста, а иранские силовики «бросают в тюрьмы тех, кто недоволен запретами на ношение хиджаба». На вопрос американского журналиста, откуда такая информация у представителя Госдепа, Науэрт заявила, что «из источников правительства». После этого американский журналист Мэтт Ли спросил, «А разве у США в Иране есть посольство, которое могло бы передавать подтверждённую информацию?». Однако, Науэрт не смогла предоставить никаких объяснений и доказательств своих слов.
Но дезинформация часто граничит с некомпетентностью. И ярким примером не владения информацией является комментарий бывшего пресс-секретаря Президента Барака Обамы, Дженнифер Псаки, на брифинге: «если Белоруссия вторгнется на Украину, то шестой флот США будет немедленно переброшен к берегам Белоруссии. Псаки не смутил тот, факт, что у Белоруссии нет берегов. Еще одним известным курьезным прецедентом стало заявление бывшего официального представителя Пентагона Джона Кёрби на пресс-конференции. Отвечая на вопрос журналиста «AssociatedPress» Мэтта Ли: «Как так? Разве не логично предположить, что причина того, что российская армия находится на пороге НАТО, заключается в расширении НАТО, а не России. Другими словами, НАТО приближается к России, а не наоборот. Разве не в таком ключе стоит рассматривать эту ситуацию?». Однако получить четкий аргументированный ответ на данный вопрос журналист так и не смог, а услышал только: «Хорошо, правда ваша».
В наше время репутация – это всё. Особенно если речь идет о репутации действующей власти. Современные гибридные войны предполагают максимальное использование возможностей по подрыву авторитета высшего руководства нашей страны и манипуляции на существующих в ней проблемах. Чем больше жителей России будут понимать и распознавать попытки манипуляции и сохранять трезвое восприятие действительности, тем крепче будет оборона нашей страны. Ведь если люди теряют ориентир, перестают доверять собственному государству, то никакие ракеты, танки и самолеты его уже не спасут. Таким образом, российская «медиа-триада» играет важнейшую роль в защите нашего народа и оказывает серьезную поддержку нашим Вооруженным силам.