Жди меня, и я вернусь: Россия возобновила дружбу с Африкой
Прошедший с 23 по 24 октября в Сочи саммит «Россия – Африка», ставший первым в истории, сильно взволновал международное сообщество
Западные СМИ были вынуждены признать небывалый внешнеполитический успех мероприятия, демонстрирующий стремительный рост влияния РФ на Африканском континенте. Россия – в активном поиске новых международных альянсов, Африка – уверенно занимает позиции одного из центров роста мировой экономики. Имеются все слагаемые для того, чтобы углублять отношения между Москвой и африканскими странами. Россия уже является главным экспортером на континент современных вооружений, и теперь настало время взаимодействовать в таких областях, как добыча полезных ископаемых и борьба с террористической угрозой.
Когда схожее мероприятие в 2014 году организовывали США, к ним приехали лишь 34 главы африканских государств. В Россию – 43, а делегации прислали все 54 страны. Цифры говорят сами за себя. Пока Москву по данным показателям опережает лишь Пекин: интересы Китая, крупнейшего инвестора в Африке, давно не носят чисто экономический характер. Вкладываясь в инфраструктуру африканских стран, Поднебесная взамен получает огромную выгоду: привозит собственных строителей, провоцируя дальнейшую безработицу и усиливая китайскую экспансию, размещает военные базы, присваивает природные ресурсы. Так, нефтяные запасы в Африке давно стали яблоком раздора между КНР и США. К примеру, Судан, по некоторым оценкам, обладает богатыми запасами нефти, близкими по объемам к резервам Саудовской Аравии, а также крупными залежами газа, урана и меди. Пекин и Вашингтон не могут поделить не только «черное золото», но и сферы влияния в странах Африканского Рога (Джибути, Сомали, Эритреи и Эфиопии), а также колтановые шахты Конго.
В пылу этих внешнеполитических междоусобиц Африка обращается к России как к единственному партнеру, который действительно готов помочь странам континента поднять экономику, не заставляя их при этом жертвовать своей геополитической свободой и национальными интересами. Результаты саммита «Россия – Африка» впечатляют. По оценке советника президента России Антона Кобякова, общая сумма контрактов, подписанных с африканскими странами и компаниями, составила более 1 трлн. рублей.Спектр соглашений обширен: это и поставка российского оборудования на марокканский нефтеперерабатывающий завод, и создание совместного комплекса по производству аммиака и карбамида в Анголе, и строительство нефтепродовода в Республике Конго, и возведение «Центра ядерной науки и технологий» в Руанде.
По итогам саммита были заключены договорённости и в сфере обороны. На днях получил одобрение представленный Минобороны РФ проект соглашения России и Республики Конго о двустороннем военном сотрудничестве, направленный на укрепление взаимного доверия и международной безопасности. Также на полях саммита замминистра обороны РФ Александр Фомин провел серию переговоров с главами военных ведомств стран Африки, обсудив возможные векторы сотрудничества в сфере обороны и безопасности и перспективы направления российских военных специалистов в африканские страны. «Наша страна готова делиться накопленным опытом в области безопасности. Уже сейчас в вузах Минобороны РФ обучаются военнослужащие из 20 африканских государств. Россия заключила соглашения о сотрудничестве в военной и военно-технической областях более чем с 30 африканскими странами», – рассказал в ходе форума российский лидер Владимир Путин. Помимо этого, стало известно, что в последнюю неделю ноября в водах Южной Африки пройдут совместные военно-морские учения трёх стран – России, Китая и ЮАР.
Вопросы безопасности и борьба с террористической угрозой в Африке – одна из ключевых тем, стоящих на повестке дня. Волны воинственного исламского радикализма с Ближнего Востока все с большей силой накатываются на Африканский континент, охватывая новые регионы и государства. Последствия «Арабской весны» и, как результат, распространение экстремистской идеологии приводит к дестабилизации всего континента, замедляя его экономическое развитие. В Африке действуют многочисленные террористические организации, включая ИГИЛ, «Аль-Каиду», «Боко харам», «Ашабад», «Ансар-ад-Дин», «Селеку», «Джебхат ан-Нусра» (запрещенные на территории РФ организации), ставящие перед собой задачу создания единого Исламского халифата. Наибольшее дестабилизирующее влияние на развитие ситуации в регионе оказала интервенция НАТО в Ливию в 2011 году. Как ранее отметил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу, дезинтеграция Ливии спровоцировала рост терроризма на всем континенте: теперь страна может быть использована не только в качестве очередного убежища для джихадистов, но и для распространения влияния боевиков на Тунис, Алжир, Марокко, Египет и на страны Центральной Африки, особенно Нигер, Чад и Судан. Уже сейчас отмечаются попытки игиловцев сформировать лояльные себе группировки среди соперничающих племен туарегов и тубу, населяющих Мали, Нигер и Мавританию. В этой связи становится исключительно важным наращивание совместных усилий России и африканских стран в области борьбы с терроризмом и экстремизмом. Популярный американский новостной и информационный веб-сайт AXIOS пишет: «Если вы Нигерия, Буркина-Фасо, Мозамбик или Мали, вы имеете дело с боевиками в своей стране. И видя, что Россия предприняла в Сирии, понимаете, что есть смысл иметь отношения с Россией на этом фронте».
Россия предлагает Африке не только оружие и защиту, но и возможность развивать экономический суверенитет африканских стран без ущерба суверенитету политическому. «Россия подкована в позиционировании себя не как США или ЕС, а как государство, которое будет относиться к вам как к равным, отвечая на ваши потребности, какие они есть, а не навязывая свои собственные идеи о том, что ваша страна должна делать», – подчеркивает экс-министр общественных работ Либерии Джиюд Мур. У России никогда не было африканской колонии. Москва не участвовала в дележе Черного континента, напротив, оказывала африканцам поддержку. В 1960 году, несмотря на активное сопротивление запада, Советский Союз добился принятия в ООН Декларации о предоставлении независимости колониальным народам, и африканские страны получили долгожданную свободу. СССР активно развивал политическое, экономическое и культурное сотрудничество со странами Африки. Советские военнослужащие участвовали во многих африканских конфликтах. В 1935 году Советский Союз стал единственной крупной державой, которая поддержала Эфиопию во время вторжения Муссолини, а в 1970-х Кремль оказывал широкомасштабную военную помощь этой стране в конфликте с Сомали. В далекой Анголе, Ливии, Мозамбике, Северном и Южном Йемене, Сирии и Египте находился советский военный контингент. Советская Африка перестала существовать в 90-х с развалом СССР, и на континент непрошенными гостями вторглись Соединённые Штаты.
Саммит «Россия – Африка» стал новой вехой сотрудничества Москвы со странами Черного континента. Стратегия современной России в установлении крепких дипломатических отношений с африканскими странами заключается в том, что РФ предлагает Африке свободное, взаимовыгодное сотрудничество: без скрытых условий, политического давления и идеологической подоплеки. Эффективные действия российских ВС в Сирии показали, что Россия способна практически в одиночку решать проблемы мировой безопасности и нейтрализовать региональные конфликты, при этом вести себя уважительно по отношению к местному правительству. Расширение связей с Россией означает более значительную гибкость для африканских государств, которые нуждаются в новых экономических, военных и политических партнерствах. Таким образом, возобновившаяся дружба между Россией и Африкой открывает для нашей страны серьезные возможности на самом перспективном развивающемся рынке планеты.