2022 год обернулся трагедией для многих объектов культурного наследия Петербурга
В Санкт-Петербурге на протяжении последних нескольких лет остро стоит вопрос сохранения объектов культурного наследия (ОКН). Исторические здания продолжают разрушаться, в том числе – из-за попустительства команды Александра Беглова и безразличия чиновников к облику Петербурга
За минувший 2022 год в Петербурге разгорелся ряд скандалов, связанных с уничтожением объектов культурного наследия и памятников архитектуры. Наша редакция напоминает о самых громких инцидентах и показывает, как Северная столица с годами теряет свой исторический облик.
Красный треугольник
В Петербурге уже много лет пытаются решить судьбу зданий завода «Красный треугольник», который является памятником промышленной архитектуры. Градозащитники неоднократно настаивали на том, что объект необходимо восстановить, сохранив его первоначальный облик. Однако в Смольном, по всей видимости считают иначе. При этом там на регулярной основе происходят пожары.
Так, сообщение об очередном пожаре в неэксплуатируемом здании на территории фабрики «Красный треугольник» поступило 2 октября 2022 года в 18:27 – горение происходило на площади 6 квадратных метров. Вскоре пожар удалось локализовать и потушить, никто не пострадал. После инцидента градозащитники выразили уверенность, что пожары в зданиях завода – не случайность. Они не исключили, что таким образом Смольный хочет, как можно скорее освободить привлекательную территорию на Обводном канале, которая впоследствии перейдет к застройщику, видимо, аффилированному с чиновниками.
Фабрика стоит практически забытой с 1990-х годов – горел и обрушался «Красный треугольник» с тех пор неоднократно: сильный пожар в 2020 году уничтожил 300 квадратных метров в одном из трехэтажных корпусов. Но очевидно этого недостаточно, чтобы признать памятник промышленной архитектуры XIX столетия безвозвратно утраченным и отдать территорию застройщикам под очередной жилой комплекс.
Дом Лапина
Трехэтажный дом коллежского секретаря Алексея Лапина на углу Рижского проспекта и переулка Лодыгина был построен в 1840 году, в ХХ веке его дополняли надстройками, по сути, сделав его частью нового здания. В 2021 году Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) дал разрешение на снос Дома Лапина для реализации проекта Setl Group «ЖК на Рижском». Там панируется возвести крупный жилой комплекс площадью 48 тысяч кв.м. высотой от 4 до 9 этажей.
В феврале 2022 года представители градозащитных организаций обратились к губернатору Петербурга Александру Беглову и руководителю Setl Group Яну Изаку. В своем письме они рассказали историю трех зданий, обреченных на фактическое уничтожение проектом жилого комплекса, а также просили сохранить дом коллежского секретаря Алексея Ивановича Лапина.
Однако в августе стало известно, что суд Санкт-Петербурга выступил на стороне КГИОП в вопросе сноса дома Лапина, отказав градозащитникам в возбуждении дела.
Дом Басевича
Доходный дом инженера и технолога Иссахара Басевича был возведен в 1909 году на Петроградской стороне по адресу: Большая Пушкарская, 7. Здание представляло собой шедевр «модерна», сочетая в себе прогрессивный подход 1900-х к принципам стройки и организации жилой среды и внешнюю элегантность. После революции комфортабельные и обустроенные квартиры для состоятельных граждан были переделаны под коммуналки, а в конце 1990-х дом начали расселять. Процесс растянулся до 2009 год. Планировалось, что здание войдет в программу «Молодежи – доступное жилье» и встанет в очередь на ремонт. Однако фактически дом забросили без консервации и охраны, что усугубило ситуацию и способствовало дальнейшему разрушению здания.
В 2020 году внучка Басевича Марианна Гусева написало письмо губернатору Петербурга Александру Беглову. В нем она попросила градоначальника поспособствовать в сохранении дома. Однако в конце 2021 года в здании произошел серьезный пожар, а в сентябре 2022 года стало известно о подготовке к сносу.
Как утверждают источники, снос дома может готовиться по подложным документам, в которых он признан якобы аварийным. Градозащитники предоставили результаты независимой экспертизы, согласно итогам которой аварийными были признаны лишь отдельные участки дома. Кроме того, общественники подчеркивают, что у них есть доказательства причастности КГИОП к фальсификации вышеупомянутых документов, по которым дом признан аварийным.
Особняк Салтыковой
Особняк, расположившейся на Большой Морской, 51 был возведен в 1845 году для княгини Елизаветы Салтыковой. Ее знаменитый портрет, написанный Карлом Брюлловым, хранится в Русском музее. Предположительно, он был создан именно в особняке, а точнее в западном флигеле, который на сегодняшний день практически полностью уничтожен.
Здание было передано в руки «Северной земельной компании» в 2020 году, поскольку предыдущий инвестор компания А-2 не смог выполнить взятые на себя обязательства по реконструкции ОКН. При этом планы застройщика уничтожить флигели вызвали споры среди петербургских градозащитников. Неравнодушные горожане подчеркивали, в Смольном не собираются спасать столь уникальный объект, в котором сохранились прекрасные элементы интерьера.
Флигели особняка начали сносить внезапно утром 16 августа, причем разрешительной документации 2022 года, о которой заявляли в КГИОП, никто так и не увидел. Градозащитница, активистка, экс-член президиума ВООПИиК Санкт-Петербурга Анна Капитонова выразила уверенность, что в ситуации со сносом может быть замешано «градостроительное лобби» Смольного.
Возвращение 90-х и внимание Следственного комитета России
Стоит отметить, что во время протестов против сноса флигелей особняка княгини Салтыковой на известного петербургского градозащитника Олега Мухина было совершено покушение. Неизвестные люди избили мужчину и пытались заставить силой подписать заявление об отказе от претензий. Получив травмы, он был вынужден обратиться за помощью к медикам и правоохранителям.
На ситуацию отреагировал координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов, назвав инцидент возвращением в 90-е.
«Это уже из 90-х годов, фактически, привет. Видно, что застройщики чувствуют свою полную безнаказанность, чего не было очень давно. Такого мы не видели лет 15 уже», — подчеркивал Литвинов.
После всех вышеперечисленных инцидентов происходящим в Петербурге заинтересовался глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Он взял под личный контроль ситуацию с избиением градозащитника Олега Мухина, а также постановил провести проверку по фактам других жалоб активистов.
Подводя итог, можно сделать вывод, что нынешнему руководству Санкт-Петербурга под управлением губернатора Александра Беглова нет дела до сохранения объектов культурного наследия. Чиновники, аффилированные со строительным лобби Смольного, продолжают продвигать интересы частных застройщиков в то время как Северная столица стремительно теряет свой исторический облик.