Навальный вернулся в Москву и сразу же был арестован
Юрист Анатолий Фурсов уверен, что по-другому при нынешней власти и быть не могло, и призывает всех выходить на улицы 23 января
Сегодня, 17 января 2021 года, известный оппозиционной политик Алексей Навальный вернулся в Москву из Германии. О том, что берлинские врачи чудом вытянули его с того света после вероятного отравления боевым отравляющим веществом в Омске, пожалуй, без преувеличения уже знает весь мир. Навальный перестал быть фигурой местного масштаба, теперь он – символ свободолюбивой России, борющейся с режимом. Как и следовало ожидать, это событие не прошло гладко: самолет изменил курс, и сел в аэропорту Шереметьево вместо Внуково, где в это время жестко задерживали людей, пришедших встречать этот рейс. После приземления Алексей успел дать короткое интервью (на фоне баннера с башнями Кремля),и его тут же задержали на паспортном контроле.
Как расценивать происходящее, что последует за этим лично для Навального, и для всего протестного движения в целом, мы сразу же по горячим следам попросили рассказать Анатолия Фурсова, юриста и оппозиционера, который сам многократно принимал участие в акциях структур Навального.
Как вы оцениваете поступок политика, и ездили ли во Внуково встречать его?
- К сожалению я не мог встречать Алексея Алексеевича по вполне объективным причинам – я сам переехал жить заграницу, так как в отношении меня началось преследование по политическим мотивам на Родине. Навальный же продемонстрировал всем нам акт беспримерного гражданского мужества, это возвращение войдет в историю. Так что я, как и масса других людей по всему миру, смог мониторить его перелет лишь в онлайн-трансляциях, но, будьте уверены, не пропустил ни минуты. Правильное ли он принял решение? С точки зрения интересов собственной безопасности, разумеется, нет. В прошлом году в августе его уже пытались убить, причем запрещенным, в том числе и в России, веществом массового поражения. Это говорит о том, что власть совсем обезумела, они готовы скинуть на него ядерную бомбу, и плевать на невинные жертвы. Конечно, Алексей не мог не понимать этого, и не взвешивать риски. Но не зря его называют анти-Путиным: я наблюдал за его действиями на многих митингах, и могу точно сказать, что он не дрожит за свою жизнь, он боится лишь проиграть дело, которому ее посвятил. Разумеется, он мог бы оставаться в почетной эмиграции, как сегодня поступают многие неугодные Кремлю: Михаил Ходорковский, Гарри Каспаров или Сергей Гуриев, к примеру. И в этом нет ничего зазорного, ведь каждому человеку присуще чувство самосохранения. Но, находясь «в прекрасном далеко», очень сложно оставаться лидером протестного движения N1. А эта роль в сегодняшней России только у одного человека.
Мы ждем от вас комментария, почему все так произошло как произошло, и возможен ли был иной поворот событий?
- Стараясь спрогнозировать это событие, и читая прогнозы других аналитиков, я приходил ко все более неутешительным выводам. Я всерьез опасался, что самолет компании «Победа» с «берлинским пациентом» на борту, как именует его В.В. Путин, не решаясь даже назвать по имени, просто-напросто постигнет катастрофа на маршруте следования. В реалиях России XX-XXI такой исход был бы вполне возможен. К счастью, самые страшные предположения не сбылись. Действительно, вся история с отравлением и преследованием людей по политическими мотивам в нашем государстве получила такой мощный международный резонанс, что Кремль просто не решился явно расписаться еще и в международном воздушном терроризме. Был также вполне вероятный лайт-вариант, который очень легок в реализации. Алексея могли элементарно не посадить на рейс: придумали бы сбой в программе регистрации, овербукинг, или нечто подобное. Не забываем, что «Победа» - дочка «Аэрофлота», а значит, обязана исполнять любые пожелания госструктур. Но не сложилось. Лидер оппозиции также мог получить отказ во въезде в страну под предлогом коронавируса, и, хотя запрета для граждан из стран ЕЭС по этой причине нет, но Роспотребнадзор расстарался бы, и изобрел «исключение из правил». Им не привыкать… Но и все эти облегченные варианты также не были реализованы. Почему? Да потому что власть пошла в штыковую атаку, она желает добить человека, который посмел выжить вопреки ее воле, но добить под маской законности!
Разве задержание Навального на паспортном контроле было законно?
- Разумеется, абсолютно не законно. И заметьте, сопровождающему его от самого Берлина адвокату даже не дали пройти со своим подопечным – это к слову о том, что в современной России адвокатский корпус низведен до уровня обслуги, которую никогда не пускают в парадные барские покои. Конечно же, также точно незаконны и массовые задержания людей, так или иначе замеченных в симпатиях к ФБК (признан иностранным агентом на территории РФ). Уже известно, что вчера в Санкт-Петербурге задержали как минимум 8 активистов. Все они собирались в Москву, во «Внуково». Одних взяли за «подготовку массовых беспорядков», а других — за участие в ранее произошедших акциях оппозиции. Многим жителям регионов также воспрепятствовали приехать в столицу, их банально снимали с поездов. И, разумеется, массовые задержания произошли в самом Внуково, где люди ожидали знаменитый рейс. В полиции сейчас находятся соратники Навального Любовь Соболь и Руслан Шаведдинов, Олег Навальный, брат Алексея, журналисты - например, корреспондент «Новой газеты» Влад Докшин, гражданский активист Константин Котов и многие другие, всего более 50-ти человек. Боюсь, что некоторые из них пойдут по уже печально известной дадинской статье (ст. 212.1 УК РФ от 2014г. о неоднократном нарушении порядка проведения митингов), которая предусматривает до 5 лет лишения свободы. Все это абсолютный полицейский беспредел, которому нет оправдания.
Самому Алексею Навальному тоже грозит дадинская статья?
- С ним ситуация неизмеримо сложнее, ведь Путин преследует его и по личным мотивам тоже. Наш несменяемый президент мелочно обидчив, злопамятен и мстителен, несмотря на свой высокий статус. И тому есть многочисленные доказательства – вспомним циничное убийство у стен Кремля в 2015 г. Бориса Немцова. Навальный же постоянно позволял себе в адрес Путина самую нелицеприятную критику, причем абсолютно объективную, а ведь от этого еще больнее… Кроме того, Алексей Анатольевич не раз делал все возможное, чтобы трон ощутимо зашатался под нашим «всенародно избранным» главой государства: вспомним Болотную площадь 2011-2013 гг.; массовые волнения 2017 и 2019 гг.– такое не забывается и не прощается, это уже самая натуральная кровная месть. Сейчас в отношении политика открыто уголовное преследование сразу по нескольким мотивам, а формально он задержан потому, что объявлен в России в розыск по старому делу «Ив Раше», срок по которому уже закончился в конце декабря 2020 г.! На этом нужно остановиться подробнее: в 2014 г. Алексея и Олега Навальных признали виновными в мошенничестве и легализации преступных средств: по версии следствия, они обманом заключили с компанией «Ив Роше» невыгодный для той контракт. Дело было шито белыми нитками, сама компаниям претензий не имела, братья отрицали вину, но Алексей получил 3,5 года условно, а Олег - 3,5 лет реального срока. В 2017 году они добились правды в ЕСПЧ, который признал приговор несправедливым, и правительство РФ даже выплатило Навальным компенсацию. Однако сам приговор на территории нашей страны никто не отменял. Срок истекал 30 декабря, но ФСИН быстренько подсуетилось, и буквально в последний момент успело возбудить новое дело против Алексея – на сей раз, за злостные нарушения порядка отбывания условного наказания.
Вот этот момент я искренне не понимаю. То есть, ФСИН не знало, где находится Навальный, и почему нарушает режим?!
- Представьте себе! Весь мир, все мировое сообщество, все лидеры сверхдержав – от Ангелы Меркель до Дональда Трампа - знали, а наш ФСИН не знал, почему Навальный из комы в Германии не приходит к ним отмечаться! Это какая-то фантасмагория в духе Кафки. Так что Алексея объявили в России в розыск теперь уже по новому абсурдному обвинению, и ему грозит замена условного срока на реальный, причем по делу, срок которого уже истек, а сам приговор был отменен Европейским судом. Притом Навального даже нет среди ориентировок на граждан, разыскиваемых ФСИН. Аплодисментов не надо, занавес закрывается, цветы и деньги – в машину… Тут я хочу вернуться к вопросу, о котором буквально кричал с каждой трибуны еще в прошлом году: в новой, путинской редакции Конституции есть один очень опасный пункт: а именно об отказе от исполнения части решений международных судов (ст. 79; ст. 125, ч. 5, пункт «б»). Вы представляете, что будет твориться в несчастной России сейчас, если даже до принятия этих абсурдных поправок наше судопроизводство плевать хотело на решения международных авторитетных инстанций? Никто не сможет обелить себя, никто не сможет добиться справедливости. Это безысходность.
Все выглядит и звучит просто как в дурном сне. Какие еще есть обвинения?
- Еще затеяно фейковое дело об оскорблении ветерана. Оскорбления, якобы произошедшего в эфире, не было в принципе, чему примерно миллион свидетелей, которые смотрели тот выпуск ФБК (признан иностранным агентом на территории РФ). Но все это наших правоохранителей не смущает –они продолжают варить свое адское варево. Для того, чтобы убедиться, как топорно работает система, достаточно было полюбоваться сегодня на проплаченную массовку, которая также приехала в аэропорт якобы для встречи Ольги Бузовой. Что хотели этим сказать пригожинские тролли, не понятно. То ли показать, что Алексей Навальный – фигура того же порядка, что и ведущая Дома-2, то ли просто забить своими телами зону прилета? Не знаю. Радует лишь, что награда нашла героев, и часть из них задержали наряду со встречающими рейс из Берлина. Вообще все эти нелепости наглядно показывают, что система перепугана насмерть, и боится до одури, потому и совершает такие идиотские телодвижения. Недаром самый распространенный мем в Сети сегодня: «Путину, конечно, сейчас не позавидуешь: с востока идет Шаман, а с запада — Навальный».
Система боится не зря? Есть ли шансы на масштабные протесты, как это было раньше, есть ли надежда на то, что Навальный скоро окажется на свободе?
- Скажу честно: мне очень бы хотелось, чтобы все это случилось именно так, и жертва Алексея Анатольевича не оказалась напрасной. И к этому есть некоторые обнадеживающие предпосылки: например, на 16 января, в группе Фейсбука «Встречаем Навального» зарегистрировались более двух тысяч человек. Вы скажете, это ничтожно мало? Тогда вы не понимаете, что сейчас творится в России, и чем все эти люди рискуют… Уже ведь и прокуратура Москвы предупредила всех об ответственности, и назвала встречу «несогласованным массовым мероприятием в аэропорту Внуково». Это с одной стороны. А с другой - давайте будем честны: 20 лет путинского правления не прошли зря. Многие или запуганы, или впали в анабиоз. К тому же, есть сомнения, что соратники Навального смогут быть такими же эффективными организаторами, как сам глава ФБК (признан иностранным агентом на территории РФ). Но мне хочется верить, что все это ничему не помешает, и на массовые акции против ареста Навального, которые уже запланированы на 23 января по всей стране, действительно выйдут сотни тысяч граждан. А нужны именно сотни тысяч, а не отдельные герои, иначе систему не пошатнуть. И нас ждут еще долгие годы самых откровенных политических репрессий, а в ближайшее время против Алексея и его команды будут фабриковаться все новые и новые дела с целью разрушить все, что они создавали долгое время. Но никто уже не будет отстаивать права и свободы населения – потому что это население не поддержало уникального, смелого политика, который рискнул всем, чтобы вернуться в Россию.
Юрист Анатолий Фурсов цитирует слова Алексея Навального, произнесенные им на импровизированной пресс-конференции перед самым задержанием: «Не могу сказать, что это мой выбор — возвращаться или не возвращаться в Россию. Такой вопрос не стоял ни одну секунду. Но это показывает, как нужно здесь бороться. Я прилетел и могу сказать, что я совершенно счастлив, что прилетел. Это мой лучший день за последние пять месяцев несмотря на то, что Германия очень классная страна… Здесь мой дом. Я приехал сюда, и я не боюсь». «И всем нам нужно научиться перестать бояться, и выходить на протесты», - призывает Анатолий Фурсов.