Сколько Минобороны заплатило за британский особняк депутатской дочки?
Скандальная история создания тяжелого российского ударно-разведывательного беспилотника «Альтаир» давно уже стала достоянием не только СМИ, но и уголовных дел. Впрочем, после того как к делу подключился центральный аппарат Следственного комитета РФ число дел может возрасти, а к перечню героев антикоррупционных разоблачений могут добавиться новые известные фамилии
В течение последнего года в десятках российских СМИ прошла информация о громком уголовном деле в отношении Александра Гомзина, генерального директора казанского предприятия ОКБ им. М.П.Симонова. Впрочем, самым удивительным в этой истории до сих пор остается то, что заказ Министерства обороны России, а точнее немалая сумма оборонного бюджета страны перекочевала в карман граждан Великобритании.
Парадоксально, но активно способствовали переводу денег российской оборонки в бюджет откровенно недружественной России страны (налоги то надо полагать с выведенных денег граждане Великобритании платят исправно) способствовали, если не сам депутат Государственной Думы, членом комитета ГД по обороне Ринат Хайров, то, как минимум, членные его семьи – дочь и зять. Хотя, людям знакомым с ситуацией трудно поверить, что вся эта операция могла обойтись и без самого Хайрова.
Впрочем, по порядку. Как сообщают СМИ, Александра Гомзина и его сообщников в лице семьи депутата Госдумы Рината Хайрова подозревают в мошенничестве. Самому Гомзину инкриминируют еще и должностные преступления ( ст.201 УК РФ). Сейчас Гомзин находится под подпиской о невыезде и является обвиняемым по 4 уголовным делам, расследуемых 3-м Следственным Управлением СК РФ с дислокацией в Нижнем Новгороде.
В СМИ пишут о том, что подельником Александра Гомзина и организатором схемы является гражданин Великобритании, Кипра и России Дмитрий Цветков, зять депутата Хайрова. Предприимчивый «англичанин» под надуманным видом «разработок для БПЛА» организовал схему перевода порядка 480 млн. рублей через фирму-прокладку ООО «Милтек» на принадлежащую его жене –Эльсине Хайровой английскую компанию Hegir Advisory Limited. Кстати, на момент совершения мошеннических действий Эльсина Хайрова являлась еще и директором компании. И это была ее единственная работа.
Удивительно, но фактически за секретные разработки сложнейшего летательного аппарата по заказу Министерства обороны России стала отвечать семейная пара из выпускника юрфака СПБГУ – специалиста по отмыванию денежных средств и безработная лондонская светская львица. И еще раз напомним, оба подданные Британской короны. Интересно было бы посмотреть результаты этих разработок… Ах да, результатов то нет. Когда стало ясно, что возглавляемое Гомзиным ОКБ им. М.П.Симонова срывает заказ, контракт в связи с неисполнением Минобороны передало другому предприятию.
Вот даже интересно, что в этой истории в конце концов заинтересовало ФСБ, которое по сообщениям ряда СМИ стало раскручивать это дело: нарушение режима секретности, срыв заказа Минобороны, или пропажа почти полумиллиарда из оборонного бюджета?
А ведь супруги Цветковы-Хайровы не остановились лишь на разработке БПЛА, но подрядились разработать и поставить для него силовые установки. Так и представляешь себе, как томными вечерами, в свободное от светских раутов и опустошения военного бюджета бывшей родины временя, супруги в гаражах своих английских особняков корпят над изобретением уникальных двигателей.
Но на самом деле все было куда как проще.
В связи с тем, что одна фирма Эльсины Хайровой - Hegir Advisory Limited уже засветилась в «черных» списках российских контролирующих органах, и сделки с ней Гомзин проводить не мог, на ее месте появляется другая. Hegir Advisory Limited волшебным образом превратилась в EK Group Limited, с той же Эльсиной Хайровой во главе, которой в 2015 году Гомзин со счетов своего КБ отправляет еще 3 миллиона евро.
И в этот раз для вывода средств использовалась сложная транзитная схема, когда от ОКБ им.М.П.Симонова через ООО «Фирма МВЕН» и немецкого фактического производителя двигателей, которого просто использовали в темную, деньги все равно уходят в Лондон.
Из России Гомзин перевел деньги в Германию, якобы, за поставку движков для «Альтаира». Потом Гомзин и Цветков убедили руководство немецкой компании перечислить 3 миллиона евро в Лондон для «продвижения проекта в Москве». Немцы соглашаются и переводят деньги на счета EK Group Limited, чудным образом преобразившейся из Hegir Advisory Limited, но с теми же бенефициарами и регистрационным номером компании.
Гомзин и Цветков убедили немецкую компанию провести данный платеж, аргументируя тем, что они все равно ничего не теряют: Гомзин в стоимость контракта заложил те самые три миллиона евро сверх обычной цены за «разработку» новой версии двигателей. Ну, и в целом понятно, что у немецкой стороны чистота замыслов заказчика, вероятно, не вызвала больших сомнений, тем более, что платит все равно он. Точнее, конечно, российский бюджет. Только вместо новых двигателей, оказалось, что Министерство обороны России оплатило новые особняки, квартиры и фотографии светской львицы и модели Эльсины Хайровой с благотворительных вечеринок.
Тем временем планы партнеров были грандиозные: контракт в этот раз был заключен на разработку и производство новой модификации двигателей. Общая стоимость подряда составляла 15 миллионов евро, три миллиона из которых, ушедшие в Лондон, должны были стать лишь первой ласточкой. Впрочем, реализовать план полностью все же не удалось, во многом благодаря правоохранительным органам.
Как сообщается в СМИ, в скором времени ожидается принятие процессуального решения о возбуждении уголовного дела и по этому эпизоду. Следствию, в том числе, предстоит проверить версию о том, не является ли этот транш «гонораром» некоего депутата из комитета по обороне за «крышу».
Кроме того, Гомзину придется рассказать следователям, как ему - разработчику и производителю двигателей пришло в голову заказать разработку новой версии своих же двигателей у семейной пары, которая, вряд ли вообще сможет отличить двигатель автомобиля от двигателя беспилотника. Ну, а подключение к делу в связи с высоким государственным статусом подозреваемых центрального аппарата Следственного комитета, обещает нам новые громкие заголовки об антикоррупционных расследованиях и их «героях».