Страховая авария концерна «Алмаз-Антей»
В условиях, когда против компаний оборонного сектора действуют антироссийские санкции, российский ВПК не может надеяться на помощь государственного перестраховщика
Цепь ЧП
В январе 2018 года «Алмаз-Антей» столкнулся сразу с целой серией проблем, поставивших под вопрос, как выполнение государственного оборонного заказа, так и эффективную работу российского ВПК в целом. А в целом вся эта ситуация показала, что российскому ВПК сегодня должен быть готов не только к внешним, но и к внутренним угрозам.
Первым ЧП стала авария при транспортировке, в результате которой пострадал ценный груз, имеющий оборонное значение. На первый взгляд, эта ситуация не должна была вызвать никаких проблем, ведь радиоэлектронное оборудование было застраховано. «Алмаз-Антей» оплатил рыночную страховую премию, поэтому в концерне рассчитывали, что быстро получат компенсацию, чтобы выпустить новое оборудование в рамках государственного оборонзаказа.
Следующая проблема возникла, когда «Алмаз-Антей» обратился за выплатами к своему страховщику, но страховая компания не смогла выполнить свои обязательства. Общемировая практика, когда подобные грузы страхуют крупные компании из-топ-10, - рассказывает источник заказчика. - При наступлении же страхового случая страховщик обычно выплачивает сумму страховки (в случае с «Алмаз-Антеем» выплата концерну должна составить около 9 млрд. рублей), а затем обращается за выплатами к перестраховщику, в данной ситуации к Российской национальной перестраховочной компании.¶
Однако, когда в январе этого года «Алмаз-Антей» столкнулся с ЧП, в результате которого в ходе аварии на транспорте пострадало дорогостоящее радиоэлектронное оборудование, ожидаемой поддержки со стороны РНПК не последовало. Дорогостоящий груз был застрахован, оплачена рыночная страховая премия, поэтому, как полагали в концерне, «Алмаз-Антей» мог рассчитывать на то, что страховая сумма позволит покрыть убытки и предоставит возможность произвести новое оборудование, которое отвечало бы требованиям клиента.
Дело в том, что согласно ФЗ-363 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», за перестрахование рисков российских компаний, в отношении которых действуют западные санкции, отвечает Российская национальная перестраховочная компания (РНПК).
Ненадежная защита
Собственно, идея создания РНПК как раз и заключалась в том, чтобы защитить российские компании в ситуации, когда иностранные перестраховщики замораживают выплаты, ссылаясь на санкции. Как пояснял глава РНПК Николай Галушин, «выплата возмещения потом может быть остановлена по причине обнаружения санкционной составляющей у страхователя. Не последует отказа в выплате перестраховочного возмещения, но сама выплата до момента снятия санкций не будет произведена».
Однако, на сегодняшний день сроки выплаты превысили все разумные пределы. По сути, с января никаких подвижек нет. Получается, в ситуации с аварией транспорта «Алмаз-Антей» менеджмент РНПК сам повел себя как классический иностранный перестраховщик. По информации источника заказчика оборудования, суть проблемы в том, что руководство РНПК отказывается от выполнения своих обязательств, поэтому не дает официального отказа, но всеми силами затягивает решение вопроса с выплатами «Алмаз-Антею».¶
Менеджмент РНПК можно понять - они пытаются по максимуму использовать свое положение на рынке перестрахования для российских компаний, попавших под санкции. На фоне санкционной политики США и ЕС сложилась ситуация, когда «все дороги ведут в РНПК» - т.е. российские фирмы вынуждены перестраховывать свои риски именно в дочерней компании Центробанка России. Однако, собирая рекордные страховые премии, руководство РНПК одновременно стремится минимизировать убытки, поэтому либо отказывается от выплат, либо «замораживает» ситуацию, не давая никакого ответа.
ВПК под прицелом
Итак, история с аварией превратилась для концерна «Алмаз-Антей» в долгоиграющую проблему. Но главная опасность, что случай, когда государственный перестраховщик фактически отказался от обязательств перед концерном «Алмаз-Антей» - это прецедент. Инцидент, произошедший с «Алмаз-Антеем», может запросто повториться с любой другой компанией отечественного ВПК.
Если завтра любая другая оборонная компания попадет в аналогичную ситуацию, есть риск, что государственный перестраховщик точно так же откажется от выплат. И главная опасность - это цепная реакция, которая ставит под удар ситуацию в российском ВПК. Игры чиновников в хорошую отчетность уже в который раз ставят под удар безопасность России.