20.07.2017 14:46 8817
Черное облако пыли в Находке будут разгонять годами
Через несколько дней истекает срок, отведенный на выполнение поручения президента России Владимира Путина, данного им в ходе недавней прямой линии. Глава государства поручил Генеральной прокуратуре и Минприроды принять меры по решению экологической проблемы в приморском городе-порте Находка.Здесь уже несколько лет осуществляется открытая перегрузка угля. На портале «ФедералПресс» дается ответ, возможно ли так быстро избавить жителей от угольной пыли, какие меры предпринимают региональные власти и готовы ли идти на компромиссы компании-стивидоры.
Дорогая забота об экологии
Находкинскую проблему озвучил на всю страну школьник из этого приморского города (в 180 километрах от Владивостока) во время прямой линии с Владимиром Путиным. Подросток рассказал, что местные жители задыхаются от угольной пыли, которая висит над городом из-за открытой перевалки угля в порту. Президент мальчика выслушал и поручил Генпрокуратуре и Минприроды разобраться в ситуации – срок поставил до 1 августа.
Однако проблема в Находке возникла не в одночасье. Местные жители забили тревогу еще пять лет назад – группа общественников уже тогда пыталась достучаться до местных властей, до стивидоров, осуществляющих перевалку угля, до депутатов Госдумы. Не раз горожане выходили и на пикеты и митинги, но ситуация от этого кардинально не менялась.
Оно и понятно: работают на территории Находки компании крупные: «Терминал Астафьева», «Евраз НМТП», «Аттис Энтерпрайс», «Восточный порт», «Дальмормонтаж» и другие. По некоторой информации, «Евраз НМТП», например, частично принадлежит Роману Абрамовичу. Все эти компании не первый год занимаются перевалкой угля и являются чуть ли не основными игроками на международном рынке: грузы из Находки уходят во многие азиатские страны. Уходить из Находки, перенося производства, или вкладываться в дорогостоящие очистные сооружения – стивидорам очевидно не выгодно. Меж тем, объемы угля из года в год растут. Пять лет назад, когда нервы горожан сдали, над Находкой повисло густое черное облако угольной пыли...
Решить нерешаемое
Стоит отметить, что региональные власти проблему решить пытались. Еще в 2014 году губернатор Приморья Владимир Миклушевский подписал постановление о запрете перевалки угля на открытом воздухе. Правда, касалось оно лишь новых терминалов и реконструируемых. В феврале этого года Миклушевский встречался со стивидорами, представителями местной администрации и контрольно-надзорных органов. Тогда глава региона поручил разработать план по снижению негативных последствий открытой перевалки угля в городе.
«План включает создание единой санитарно-защитной зоны для терминалов, работающих в городской черте, модернизацию перегрузочных комплексов, а также жесткий контроль за соблюдением технологического процесса при перевалке пылящего груза», – пояснили «ФедералПресс» в администрации Приморского края.
Через четыре дня после прямой линии, 19 июня, возле Находкинского морского торгового порта установили первый датчик контроля мониторинга загрязнения воздуха. Планируется, что появится целая сеть таких анализаторов, которая позволит отслеживать экологическую ситуацию в городе, и в случае необходимости принимать меры. По предварительным подсчетам, всего потребуется от 7 до 12 датчиков.
«До сентября система должна заработать полноценно. Наша задача – создать такую систему, которая была бы абсолютно независима, объективна, работала в автоматическом режиме, круглогодично и круглосуточно», – отметил Владимир Миклушевский в ходе недавнего совещания, посвященного этой проблеме.
Помимо этого, стивидоры в рамках принятых договоренностей до 1 июня закупили оборудование для пылеподавления: в эксплуатацию ввели снегогенераторную пушку и две системы водного пылеподавления.
«Дополнительно некоторые стивидорные компании стали использовать при орошении пленкообразующие вещества, что препятствует пылеобразованию. Компаниями согласно плану ведутся работы по установке пыле-ветрозащитных экранов. АО «Дальмормонтаж» для установки пыле-ветрозащитных экранов длиной 130 метров и высотой 15 метров приобретены защитные панели, проведены буровые работы. А на территории ОАО «Терминала Астафьева» в настоящее время ведутся работы по наращиванию опор до 21 метра и приобретены пыле-ветрозащитные панели (отгружены поставщиком), для увеличения данного ограждения протяженностью 300 метров», – говорят в краевой администрации.
«Либо строить новый порт, либо переселять людей»
Однако эксперты считают, что принимаемых мер, мягко говоря, недостаточно – и этими действиями проблему решить невозможно. По мнению доктора биологических наук, главного научного сотрудника Тихоокеанского океанологического института имени В.И. Ильичева ДВО РАН Владимира Ракова, все это – как мертвому припарка.
«Мы говорим о проблеме уже лет пять. Уголь входит в третий из пяти классов опасностей для экологии. Уголь при перевалке выделяет метан, который может взрываться. В угле содержатся радиоактивные элементы. Стоит ли говорить, что присутствие такой пыли в атмосфере – крайне опасно. В случае с Находкой компании-стивидоры получают прибыль, но ради чего страдают жители города, ради чего страдают дети? Ведь угольная пыль ведет к легочным заболеваниям, к ранней онкологии», – рассказал в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Владимир Раков.
Биолог считает, что проблему в свое время «прохлопали» экономисты, допустив сосредоточение угольной перевалки в порту Находки.
«У нас ведь с Китаем есть железнодорожные переходы, через которые уголь можно возить напрямую. Это было бы логичнее, чем транспортировать его столь сложным путем – через порт. Но в свое время стивидоры скупали площади в Находке, и сейчас это уже устоявшаяся схема, которую никому невыгодно менять. Было бы понятно, если бы мы возили уголь на острова, а не в Азию», – поясняет свою позицию ученый.
По мнению Владимира Ракова, одно из решений проблемы – это строительство порта в новом месте или переселение людей в безопасные населенные пункты.
«Перевалочные терминалы должны иметь санитарно-защитную зону от 500 метров до километра. Но даже этого порой бывает мало – например, в Посьете угольная пыль разлетается на 3–5 километров. То, что стивидоры сейчас возводят заборы, ставят водные завесы, – все это смешно. Эти меры – как мертвому припарка. Чтобы оперативно решить проблему без ущерба для населения, надо либо строить новый порт, либо переселять жителей Находки», – говорит биолог.
Владимир Раков подчеркивает: от угольной пыли страдают не только люди – наносится непоправимый ущерб всей экосистеме Приморского края.
«Уголь есть уже в морской акватории, он лежит на дне. От этого страдает ценнейшая фауна: мы обнаруживали трепанг с углем внутри! Двустворчатые моллюски, которые являются естественными фильтраторами... Даже у них черные жабры! Уже образовались целые угольные пляжи. А сколько угля рассыпается при перевозке, при перегрузке – представить страшно. А ведь можно было бы транспортировать уголь в закрытых контейнерах – это частично решило бы проблему», – убежден эксперт.
«Мы боремся с федеральным лобби»
Находкинскую проблему пытаются на протяжение нескольких лет решать всем миром. Активно действуют и общественники. Президент Приморской краевой общественной организации «Надежда» Артем Трембовлев в беседе с «ФедералПресс» заметил, что проблему долгое время пытались заминать информационно и игнорировать ее.
«Проблема с угольной пылью актуальна для каждого жителя Находки: нет ни одного горожанина, которого бы она не коснулась. Однако какое-то время ее замалчивали, не давали выйти за пределы края. Мы долго пытались достучаться до министерств, до Госдумы. Сейчас проблему вроде как решают, но планы очень длительные – некоторые очистные сооружения планируется построить к 2020 году! А нам здесь жить все это время? У некоторых стивидоров вообще нет в планах никакого строительства», – говорит общественник.
Трембовлев разделяет точку зрения Владимира Ракова, считая принимаемые меры полумерами.
«Стивидоры ставят, например, в школы защитные окна. Но это ведь несерьезно, этим ведь проблему не решишь. Или вот пример: поставили датчик мониторинга загрязнения воздуха. И? Во-первых, их надо около 70, а стоят они дорого. Стивидоры будут их годами закупать! Во-вторых, это всего лишь система мониторинга. Как она изменит ситуацию? Да никак! И, к тому же, первый датчик поставили там, где ситуация более-менее приемлемая. Надо было ставить в район Астафьева, например. Что это, работа для галочки?» – задается вопросом Артем Трембовлев.
Общественник убежден: федеральное лобби будет сломить весьма сложно. Госдума начала разработку закона о запрете открытой перевалки угля, но документ забуксовал на стадии рассмотрения профильным комитетом. По мнению Трембовлева, объяснение тому простое: мощные и экономически сильные структуры не заинтересованы в принятии такого закона и будут всячески препятствовать ему.
Кстати, директор института актуальной экономики, кандидат юридических наук Никита Исаев, прилетевший в Приморье на этой неделе, во время пресс-конференции коснулся угольной проблемы в Находке, назвав ее в одном ряду с основными проблемами региона. Отвечая на вопрос корреспондента «ФедералПресс» о федеральном лобби, Исаев выразил уверенность, что со временем его удастся сломить.
«Тема прозвучала на федеральном уровне, была подсвечена во время «Прямой линии» с президентом. В рамках года экологии ее необходимо активно решать. К тому же, это не только проблема Находки, но и других портов, где ведется открытая перевалка угля. Конечно, нельзя закрывать такие компании, лишая города рабочих мест, но и не обращать внимания на проблему – неприемлемо», – заявил Никита Исаев.