02.02.2016 17:24 11927
Адвокат Илья Рейзер: К чему приведут нововведения для наблюдателей на выборах?
Чтобы конструктивно обсуждать нововведения, касающиеся статуса наблюдателей на выборах, необходимо для начала разбить их на несколько смысловых частей. Во-первых, разрешение вести фото- и видеосъемку на выборах. Это можно рассматривать как новшество лишь в смысле закрепления в федеральном законе, ранее подобное допускалось разъяснениями Центральной избирательной комиссии.Другой вопрос, что эти разъяснения не до всех добрались, поэтому нередко наблюдателям с фотоаппаратами приходилось вступать в споры с членами избиркомов. В0-вторых, ограничение числа наблюдателей и их закрепление за определенным избирательным участком. Предложение здравое, однако опять же отчасти реализованное ранее.
На прошедших выборах депутатов Госдумы, а позднее – Президента Российской Федерации, число членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса от партии или кандидата было равно одному, много наблюдателей от одного кандидата зачастую не пускали на территорию комиссии, хотя бы потому что места на всех явно не хватило бы.
В любом случае 5 наблюдателей – это даже много, мало кто из партий сможет обеспечить даже столько. Зато канет в лету практика разъездных, мобильных групп наблюдателей. Некоторые партии и организации делали именно так: отрядив 10-20 человек на город или район, ждали сообщений от наблюдателей на местах, чтобы оказаться именно там, где помощь нужнее в данный момент. Теперь же избирательную комиссию нужно будет заранее уведомить, кто именно будет присутствовать на месте в день выборов.
Это хорошая защита от провокаций, ранее одиозные «вездесущие» наблюдатели лишь мешали выборам, кочуя по участкам. В-третьих, удаление наблюдателя лишь после решения суда. Пока не особо понятен механизм данного новшества. Один из вариантов – наладить непрерывную работу связки избиркомы-суды. Чтобы в день выборов мировые судьи (и районные суды) работали не покладая рук и очень быстро разбирали подобные дела, однако это выглядит нелогично: в суде ведь нужно присутствие обеих сторон конфликтной ситуации. Выходит, нужно будет делегировать в суд кого-то из членов избирательной комиссии, что снизит производительность избиркома, и самого наблюдателя, тем самым фактически уже удалив его с участка.
Либо получается нонсенс – удалить наблюдателя необходимо немедленно, так как он своими провокациями срывает проведение голосования, а приходится все долго делать через суд. Нововведение пока не особо понятное. Даже если и вправду наладить работу местных судов в день выборов, даже если предусмотреть отдельного юриста, который будет заниматься удалениями наблюдателей от лица комиссии, получается нарушение основ российского гражданского процесса.
Судья, которому поступает дело, поставлен в положение, когда решение нужно вынести как можно быстрее. А нужно заслушать стороны, оценить все доказательства и доводы, изучить все подробно. С чисто физической точки зрения это сделать довольно сложно, ведь могут пострадать столпы справедливого процесса – законность и обоснованность. Опять же неясно, что в таком случае делать с обжалованием такого решения.
Илья Рейзер, адвокат, руководитель проекта "Народный адвокат" по ЮВАО города Москвы