Профсоюзный Янус
В профсоюзах Псковской области разгорается скандал. Председателя областного совета профсоюзов Ульяну Михайлову подозревают в финансовой нечистоплотности, в ситуации в Пскове разбираются представители контрольно-ревизионной комиссии ФНПР
Ульяна Михайлова была избрана председателем Псковского областного объединения профсоюзов в 2010 году. Мало кому известная девушка на волне противоречий внутри местных профсоюзов вдруг возглавила профсоюзную организацию. Организацию не бедную: в собственности несколько курортов, недвижимость в центре Пскова. Еще тогда, девять лет назад, видавшее многое аксакалы местного профдвижения давали неоднозначные оценки Ульяне Михайловой.
«Человек очень грамотный, очень цепкий, очень работоспособный», но у нее «слишком много червоточин», «слишком напористая, конъюнктутная», «пойдет любыми путями, алчная», - говорил руководитель областного профсоюза образования Юрий Андреев.
За несколько лет Ульяна Михайлова стала заметной фигурой, привлекая к себе внимание общественной активностью, яркими заявлениями. Год за годом она выстраивала имидж независимого общественного деятеля. Что не мешало ей дважды избираться в региональный парламент по спискам «Единой России».
Деятельность Ульяны Михайловой на посту председателя облсовпрофа не была безоблачной, неоднократно привлекала к себе внимание старших коллег по профсоюзному движению и оказывалась в центре скандалов.
В 2014 году она сделала попытку незаметно выйти из-под крыла ФНПР. Пойдя наперекор головной организации, Ульяна Михайлова меняет порядок выборов председателя облсовпрофа, что позволило бы ей гораздо увереннее чувствовать себя на этом посту. А в 2016 году контрольно-ревизионная комиссия ФНПР была вынуждена направить в адрес членских организаций ФНПР, территориально расположенных в Псковской области, письмо в котором, указывалось, что Ульяна Михайлова «действует недобросовестно», вводит членов Псковоблсовпрофа «в заблуждение» и «преследует свои корыстные интересы».
Отношения лидера облсовпрофа с общественными организациями оказались также не гладкими. В начале 2016 года она выселила из принадлежащего областному совету профсоюзов здания спортклуба «Пауэр». По версии Ульяны Михайловой, это был «обычный хозяйственный спор».
На тот момент клуб работал в здании 25 лет. Здесь занимались сотни детей из семей невысокого достатка, те, кому не по карману дорогие платные секции. После выселения детского спорта в здании появился коммерческий спортклуб.
Всего через несколько месяцев после истории с «Пауэром» освободить помещения Ульяна Михайлова попросила еще одну общественную организацию, занимавшуюся защитой прав многодетных семей. Предлог для выселения оказался надуманным. В письме за подписью Михайловой руководителю общественной организации указывалось, что занимаемые последней помещения находятся на путях эвакуации и их использование является нарушением норм противопожарной безопасности, а именно п. 36 постановления правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», запрещающего загромождать эвакуационные пути и выходы. До этого, на протяжении трех лет о нарушениях никто не говорил.
Местные эксперты отмечают, что так или иначе любая деятельность лидера облсовпрофа на протяжении нескольких лет была направлена прежде всего на извлечение прибыли: будь то сдача профсоюзной собственности в аренду или выселение общественных организаций.
«Накопление капитала» Ульяны Михайловы не протяжении нескольких лет оставалось незамеченным. Пока кто-то их местных журналистов не сопоставил декларации о доходах профсоюзного деятеля за несколько лет. Обнаружились любопытные вещи.
Оказалось, что с того момента, как Михайлова возглавила облсовпроф, доходы ее семьи резко пошли вверх. Особенно заметным рост стал несколько лет назад: заработки мужа Ульяны Михайловой увеличивались чуть ли ни вдвое ежегодно. Например, в 2017 и 2018 году, они увеличивались на 2 млн ежегодно. А в прошлом году только за 3 и 4 кварталы руководитель курорта получил 3,6 млн рублей.
Найти причину оказалось несложно: супруг Михайловой возглавил курорт «Хилово», подведомственное облсовпрофу лечебно-профилактическое учреждение. Директором ЛПУ он стал почти сразу после того как жена стала профсоюзным боссом.
За несколько лет доходы семьи Михайловых выросли до 47,3 млн рублей. - это только по данным открытых источников, доступных СМИ. По данным декларации о доходах за 2018 год Михайловым принадлежат девять автомобилей, два мотоцикла, шесть земельных участков, четыре квартиры в долевой собственности, два дома и еще один недостроенный.
В распоряжении СМИ оказались некоторые документы, характеризующие финансовые отношения облсовпрофа и курорта «Хилово». По информации, предоставленной источником в ФНПР, в 2015 году областной совет профсоюзов оказывал санаторию услуги по пяти договорам. Речь, например, о информационно-рекламном обслуживании, услугах агента по продаже путевок облсовпроф выполнял для «Хилово» работы, связанные с эксплуатацией скважин, а также работе по лабораторно-инструментальному исследованию объектов. И так далее.
Вознаграждение по каждому договору облсовпроф получал разное. В частности, за понесенные расходы по информационно-рекламному обслуживанию облсовпроф получал 10% от осуществленных расходов, за услуги по продаже путевок — от 10 до 15%. За услуги по остальным договорам вознаграждение колебалось от 20 до 60 тысяч рублей в месяц, отмечает источник в ФНПР.
Если свести все эти договоры воедино только за 2015 год, то получается, что общая стоимость услуг и работ облсовпрофа составила более 24 млн рублей.
Еще раз напомним, что курорт возглавляет муж Ульяны Михайловой. А под договорами между облсовпрофом и «дочкой» стоят подписи супругов. Более того, оказалось, что некоторые подрядные работы в курорте выполняла фирма брата Михайловой.
Налицо то, что принято называть конфликтом интересов. Такой семейный «бизнес» вызвал вопросы как минимум о его этичности. Однако сама Ульяна Михайлова заявила журналистам, что никакого конфликта интересов в этом не видит. Мол, облсовпроф — это общественная организация, а договоры на подряды проверяют контролирующие органы хозяйствующих субъектов. И, мол, хватит с вас уже и этой «прозрачности». И точка.
Напомним, таких учреждений, как «Хилово», у облсовпрофа несколько. По данным на 2015 год облсовпрофу принадлежало 24 земельных участка и 82 объекта недвижимости, а сама организация в предшествующий год заработала 591,4 млн рублей.
Не исключено, что журналисты, показав финансовые схемы между облсовпрофом и курортом «Хилово», читай, внутри семьи Михайловых, обнажили только самую верхушку айсберга.
Интерес СМИ к своей финансовой деятельности Ульяне Михайловой, кажется, пришелся совершенно не по душе. Но ничего лучшего, как объяснить это политическим давлением на себя, она не нашла. Это заявление Михайловой едва ли можно считать обоснованным: она по-прежнему депутат областного Собрания, спокойно общается с представителями региональной исполнительной и законодательной власти, дает пресс-конференции и выступает на митингах. И делает это уже спокойно уже девять лет.
Между тем, на обнародованные факты о деятельности Ульяны Михайловой обратили пристальное внимание в ФНПР. В среду в Пскове прибыли специалисты контрольно-ревизионной комиссии, которые начали внеплановую проверку работы местного профсоюзного лидера. Известно, что интерес к ситуации проявил и УБЭП.
Эта история, вероятно, не имела бы никакого интереса (за исключением возможного интереса правоохранителей), если бы не «заходила» в общественно-политическую плоскость. Ведь формула, применяемая к политической оппозиции — для критики власти, работодателей надо быть кристально чистым — применим и к профсоюзам. А псковский облсовпроф, как мы видим, с этой формулой не в ладах. Организация даже при неглубоком исследовании имеет признаки бизнес-корпорации. Личного бизнеса г-жи Михайловой.
Более того, политический вес профсоюзных деятелей должен в первую очередь подкрепляться эффективной профсоюзной деятельностью по защите прав работников, а не финансовой подушкой и извлечением прибыли. И тут имидж Ульяны Михайловой, похоже, дает трещину.
По материалам СМИ