Тюменские пытки над ДЕНИЗОМ АЙДЫНОМ
Дениз Айдын шел вместе с другом Кириллом Бриком к своей бабушке, о которой постоянно заботился. По пути парни встретили полицейских, которые досматривали многих на предмет наличия наркотиков. Полицейские решили проверить ребят
Запрещенных препаратов силовики конечно же не нашли, но обнаружили кое-что другое — римскую свечу, детонаторы и 300 грамм селитры, которые ребята хотели использовать для самодельных фейерверков. Однако абсолютно безобидную ситуацию, правоохранители выставили подготовкой к взрыву ряда важных объектов. Так и появилось уголовное дело о попытке подрыва ТЭЦ в Тюмени, фигурантами которого стали шесть человек.
ПОХОД К БАБУШКЕ НА 20 ЛЕТ ТЮРЬМЫ
Инцидент произошел в Тюмени ещё 30 августа прошлого года. Дениз Айдын и Кирилл повстречали в лесополосе у дома № 200а по улице Широтная (город Тюмень) сотрудников ОПББПС УМВД России по г. Тюмени. По словам матери Айдына, в 500 метрах от вышеуказанного адреса проживает бабушка парня, к которой он часто ходил и направлялся в этот день. Стражи порядка остановили друзей, дабы проверить их на наличие наркотических веществ. Айдын пояснил блюстителям закона, что не является закладчиком и добровольно показал, что у него при себе нет каких-либо препаратов и ничего запрещенного. Но с собой у Дениза были римская свеча, два детонатора и 300 грамм селитры. Парень спокойно показал и их, будучи уверенным, что в подготовке различных фейерверков и их использовании нет ничего противозаконного. Как утверждают родственники тюменца, он изготовил пиротехнику ради интереса и собирался испытать её вместе с товарищем в лесу, подальше от городского массива. Однако правоохранители этим словам не поверили и вызвали на место сотрудников отдела по борьбе с экстремизмом и терроризмом. В тот же день приятелей доставили в отдел по борьбе с экстремизмом и терроризмом, где, по словам семьи Айдына, их жестоко избили и пытали. Ребят обвинили в подготовке к подрыву ТЭЦ, которая, к слову, находится на другом конце города.
«Сотрудники отдела в течение суток издевались над Айдыном и Бриком, применяли физическую силу, обматывали голову пакетом и скотчем. Также они раздели Дениза до гола, поставили ему на голову ботинок, заставили сесть на корточки и в таком положении сидеть неопределенное количество времени. По словам сына, он просидел так около 40 минут. За упавший с головы ботинок правоохранители обещали изнасиловать дубинкой и ножкой от табуретки. Истязания продолжались до тех пор, ребята не дали показания, которые придумали полицейские», - рассказала мама Дениза.
Собеседница сообщила, что, по версии следствия, Брик и Айдын хотели якобы взорвать ТЭЦ, железнодорожные пути и даже здание ФСБ. Вероятно, полицейские очень понадеялись, что за это дело получат орден, премии и иные блага. В итоге, как заявляют источники, парни под пытками и, будучи введенными следователями в заблуждение, что, если они подпишут документы, то им ничего не будет, были вынуждены подписать показания. Бесплатный адвокат, конечно же, тоже поставил свою подпись в документах. Спустя время, придя в себя, молодые люди отказались от нелепых показаний, после чего, как утверждают родственники, силовики вышеуказанного отдела стали приходить к ним в СИЗО, угрожать расправой и проблемами на зоне. Теперь Денизу грозит около 20 лет лишения свободы.
ГРУППИРОВКА АНТИФАШИСТОВ
Как оказалось позже, в данном деле есть ещё четыре фигуранта: Роман Паклин и Никита Олейник из Сургута, Данил Чертыков и Юрий Незнамов из Екатеринбурга. Издание 66.ru ранее писало со ссылкой на источники в силовых структурах, что следствие полагает, что шестеро парней выступают против фашизма, тоталитаризма. Согласно версии правоохранителей, лидером группы является 27-летний Никита Олейник, который якобы «создал террористическое сообщество» из-за «своей ненависти к нынешнему государственному режиму». В течение 2022 года он якобы вовлек в эту группу своих друзей и «раздал им роли», чтобы «осуществлять террористическую деятельность» в Тюменской, Свердловской областях и ХМАО. Именно поэтому на Олейника возбудили уголовное дело по части 1 статьи 205.4 УК РФ («Создание террористического сообщества»), а против остальных, в том числе Дениза Айдына — по части 2 статьи 205.4 УК РФ («Участие в террористическом сообществе»). Мать Айдына, его друзья и знакомые убеждены, что, получив от Айдына необходимые признательные показания, полицейские в первую очередь хотели закрепить вину Никиты Олейника.
Так, по версии следствия, у каждого в группе была своя роль. К примеру, 24-летний автомеханик Кирилл Брик и 23-летний продавец-консультант Дениз Айдын были якобы подрывателями: в материалах дела в рамках группы они проходят как «производители» взрывчатки. Поэтому их дополнительно еще обвиняют по части 2 статьи 223.1 УК РФ («Изготовление самодельного взрывчатого вещества»). Данил Чертыков, как отмечает портал, должен был быть врачом и оснащать «террористическую группу» препаратами. Какими именно — неизвестно, но по профессии Данил является ветеринаром, работал он в клинике «Ветпульс», где лечил животных, а не людей. Юра якобы был изготовителем дронов.
Источник 66.ru утверждает, что, по мнению следователя, Олейник организовал тайные встречи группы, в ходе которых они обсуждали, «как будут свергать власть», а также занимался вербовкой, манипуляциями и «пропагандой террористической деятельности» внутри группы. Согласно версии следствия, обвиняемые целый год занимались «деструктивной деятельностью» на территории уральских регионов. Источник не указал, в чем именно она заключалась.
Портал пишет, что, согласно представленным суду материалам для избрания меры пресечения, 30 августа Брик и Айдын якобы «изготовили дома самодельное взрывчатое вещество» и вечером направились в район ТЭЦ-2 в поисках «подходящего для производства взрыва участка местности в лесных насаждениях». Силовики задержали молодых людей и нашли у них то самое вещество массой 312,13 грамма. Не указано из какого материала это вещество состояло и хватило бы его, чтобы взорвать большую ТЭЦ в Тюмени. К примеру, ФСБ сообщала, что 400 грамм тротила хватило, чтобы взорвать автомобиль Toyota Land Cruiser политолога и активистки Дарьи Дугиной, дочери писателя Александра Дугина.
МНЕНИЕ СТОРОН
Друзья и близкие арестованных рассказали 66.ru, что из-за своей работы и территориального расстояния между городами подозреваемые виделись друг с другом крайне редко и никогда не участвовали в митингах. Мама Дениза сообщила нашему журналисту, что её сын никогда не высказывался против власти, был музыкантов, увлекался пиротехникой и восточными единоборствами. Айдын очень добрый, любит животных. Как говорит его мама, он является «большим ребенком». Но, к сожалению, несмотря на возраст, Дениз имеет детское увлечение – изготовление фейерверков и петард. Мама полагает, что парень хотел взорвать самодельное взрывчатое вещество (самодельный фейерверк) глубоко в лесу, чтобы никого не напугать. Как отметила собеседница, глупо было бы что-то взрывать возле места, где живет его бабушка. Пристрастия Айдына к изготовлению фейерверков подтверждают многие знакомые. Таким образом безобидное хобби тюменца обернулось горем для него и его семьи. По меньше мере ему грозит 20 лет колонии, так как признательные показания, которые дал Айдын под пытками, будет очень тяжело опровергнуть и доказать его невиновность.
ПЫТКИ
Все шестеро фигурантов заявили об издевательствах со стороны правоохранителей. Романа Паклина сообщил о пытках при задержании: «он подсел на этот диван-кресло, на котором меня пытали током, и стал говорить, что он мой друг, обращаясь ко мне по имени. Он сказал дословно: «Я хочу облегчить твоё мучение». Второй мужчина при этом вновь включил подачу тока. В один из моментов, когда я лежал на полу в наручниках, первый мужчина полицейский (капитан) опустился ко мне, расстегнул мои штаны. Я услышал, как он расстегнул себе штаны и сказал, что изнасилует меня (сказано это было нецензурно) и что в зону я поеду «петухом». Перед подписанием готовых бланков я говорил адвокату [Сеник Оксане Вячеславовне] о том, что меня пытали полицейские, применяли физическую силу и требовали подписать протоколы допросов. Адвокат сказала, что я сам должен решать, как поступить, но если я подпишу, то поеду в СИЗО и пытки закончатся». Паклин заявил, что из-за пыток у него начались проблемы со здоровьем: появились боли в сердце и «отказала рука». По словам матери Дениза, сейчас парень находится в психиатрической больнице в поселке Лебедевка.
Кирилл Брик рассказал адвокату следующее: «Мне положили на всё лицо лист бумаги форматом А-4 и обмотали вокруг головы скотчем. Меня неоднократно роняли со стула на пол, выкручивали суставы рук и наносили множественные удары по голове тыльной стороной ладони. В какое-то время от подобного рода воздействия на меня со стороны сотрудников правоохранительных органов я перестал понимать, чем ещё мне наносились удары. Затем ко мне подошел один из сотрудников и потребовал от меня, чтобы я на допросе у следователя дал показания по факту того, что я и Айдын Д.А. совместно изготовили взрывное устройство с целью подрыва железнодорожных путей в г. Тюмени, а также намерены передать еще одно взрывное устройство в г. Екатеринбург с аналогичной целью. <...> Когда я начал оказывать сопротивление, он мне заявил, что, если я этого не скажу, то он введет мне в область анального отверстия черенок или ручку от швабры. В результате этого я согласился дать обозначенные им показания».
Юрий Незнамов также заявил об издевательствах: «Были различные пытки. Первое, что было – душили пакетом. После этих пыток повалили на пол. Приоткрыв пакет, положили тряпку и начали лить воду на нос и рот. После этого меня связали в ногах и крепче в руках. В один из кроссовок положили что-то мокрое. Также прикрепили что-то к спине, после пустили ток. Сколько времени это продолжалось, сказать не могу, так как показалось вечностью. Я также рассказал всю правду и дополнял их словами, которые мне внушали, чтобы это прекратилось. Такую боль я не испытывал никогда в жизни. Также угрожали расправой, если я не подпишу слова следователя, который пришел потом. Также угрожали родным, давали мне что-то в руку, чтобы я оставил отпечатки пальцев. Постоянное моральное давление, угрожали подкинуть родным взрывчатое вещество с моими отпечатками пальцев. Мне неизвестно, подана жалоба или нет. ФИО адвоката по назначению я не знаю. Знаю, что адвокат – женщина из тюменской палаты адвокатов. Пытки были в Тюмени. Подписал пустые листы. Также на одной из сторон и я написал слово sos».
О пытках Айдына сообщалось выше.
КОММЕНТАРИЙ ИЗВЕСТНОГО АДВОКАТА
На защиту Дениза встал известный московский адвокат Максим Калинов. Он отметил, что в отделе, где пытали тюменца, ранее проходили избиения Михаила Губина, которого заставили совершить самооговор. Мужчине дали 12 лет колонии за то, что он справил нужду на улице: это якобы увидели дети, и преступление квалифицировали как насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних. По словам адвоката, в данный отдел уже направлена проверка из Генеральной прокуратуры.
«Моё личное мнение, в отделе конечно же были пытки, поэтому Айдын Дениз и дал признательные показания. К сожалению, случаи пыток в полиции случаются на практике. Последнее время очень много сообщений о пытках именно в Тюмени. Эти сообщения более чем обоснованы. Кроме того, следователи, на мой взгляд, лишили защитников возможности работать в полную меру, отобрав у них подписку о неразглашении данных предварительного следствия. На мой взгляд, Дениз Айдын конечно же ни в чем не виноват и не готовил никаких подрывов, а просто стал жертвой полицейского беспредела некоторых сотрудников, которые в погоне за раскрываемости идут буквально на все. Судьба людей их мало интересует, такого быть не должно. Я сделаю все возможное со своей стороны, предусмотренное и не запрещенное законом, чтобы доказать невиновность Дениза Айдына и то, что вся эта ситуация была попросту, вероятнее всего, выдумана полицейскими.