Лучше закрыться: петербургский бизнес выбрал альтернативу QR-кодам
Власти Санкт-Петербурга предложили предпринимателям выбрать между «тестовым» введением QR-кодов и полным закрытием на время нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября. Представители ресторанного бизнеса и индустрии красоты сочли локдаун более выгодным, так как при «пропускном режиме» их заведения будут вынуждены работать в минус.
Президент России Владимир Путин объявил общероссийские выходные с 30 октября по 7 ноября. На время каникул в Северной столице могут провести эксперимент с системой QR-кодов, введение которых ранее было негативно воспринято в бизнес-сообществе. С такой инициативой в четверг, 21 октября, на круглом столе, организованномобщественной организацией «Деловая Россия», выступила инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg-Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили. Глава Ситуационного центра по соблюдению коронавирусных стандартов безопасности Александр Ситов, в свою очередь, предложил предпринимателям два варианта: полное закрытие или работа с допуском посетителей по QR-кодам.
Представители ресторанного бизнеса выступили за официальный локдаун, так как на сегодняшний день QR-коды имеет лишь небольшой процент населения города, в связи с чем кафе и рестораны будут вынуждены работать в минус. Такое мнение высказал глава «Союза улицы Рубинштейна» Максим Жуков.
«Допуск по QR-кодам и есть полное закрытие», — подчеркнул он, отметив, что официальное закрытие позволит рассчитывать на скидки по аренде помещений и надеяться на предоставление господдержки со стороны властей.
С Жуковым согласилась и омбудсмен Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты в Петербурге Лялья Садыкова. По ее словам, для малого и среднего бизнеса в сложившихся обстоятельствах «лучше закрытие, чем коды и ограничения».
Фактически предприниматели подтвердили, что не видят экономических перспектив в введении системы QR-кодов, с началом действия которой петербургский бизнес ждут серьезные убытки. Но и на поддержку Смольного во время локдауна участникам рынка рассчитывать не приходится, о чем свидетельствует неэффективная политика администрации города в пандемийный период. В течение последних двух лет профильные комитеты Смольного так и не смогли разработать и внедрить эффективные механизмы предоставления государственной помощи предприятиям малого и среднего предпринимательства (МСП). Несмотря на запуск минувшим летом в Петербурге новой городскойпрограммы поддержки, многие компании оказались неспособны выполнить установленные чиновниками условия ее получения и остались без финансовой помощи в кризисное время.
После введения QR-кодов бизнес не получит никаких выплат, компенсаций и послаблений, так как «пропускной режим» не предусматривает закрытие заведений. Об этом ранее заявлял экономический обозреватель Дмитрий Прокофьев, комментируя в эфире радиостанции «Эхо Петербурга» ожидаемые последствия от новых антиковидных мер Смольного.
«Никаких выплат бизнесу не будет, ему ж не запрещают работать, это же не локдаун. Просто нельзя пускать без QR-кодов. И за это никаких выплат», – подчеркнул эксперт.
Выбранная Смольным тактика взаимодействия с представителями бизнеса может привести к новому обращению рестораторов в федеральный центр, как это произошло в декабре 2020 года. Это может привлечь дополнительное внимание к ошибкам и недальновидным решениям петербургских чиновников.
Напомним, 18 октября губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал документ о внесении изменений в постановление городского правительства №121, согласно которым с 1 ноября в Северной столице будет введена система QR-кодов. На предприятия общественного питания нововведение распространится с 1 декабря, а также, возможно, в качестве эксперимента – на объявленных главой государства «ковидных каникулах». Стоит отметить, что в Москве, где отказались от QR-кодов спустя три недели после их введения из-за огромных убытков для бизнеса, было принято решение приостановить доступ посетителей в магазины и точки общественного питания в эти нерабочие дни. Но Санкт-Петербург «традиционно» не учитывает опыт столицы как в вопросе взаимодействия с бизнесом, так и в рамках антиковидной кампании.