Новая жизнь старой промзоны Бадаевского завода в Москве
Весьма неприметная, по столичным меркам, промзона в Дорогомилове – территория Бадаевского завода, оказалась в центре внимания.
Примерно год назад застройщик Capital Group заявил о разрабатываемом им плане масштабной реконструкции данного промышленного объекта. Подобная инициатива уже никого не удивляет, поскольку в Москве не первый год реализуется программа реновации промзон, утвержденная мэром Сергеем Собяниным. Однако нашлись активисты, которые либо плохо информированы, либо преследуют какие-то иные цели своими протестами против концепции развития территории Бадаевского завода.
Одним из главных протестных аргументов активистов является опасение, что завод будет разрушен, а его территорию закроют для посещения обычными москвичами. На самом же деле, план реконструкции завода подразумевает кардинально противоположное. Согласно концепции развития территории Бадаевского завода на объекте будет осуществляться обширная реконструкция памятников архитектуры, но и подразумевается новая застройка. Только не стоит думать, что это будет очередной элитный жилой комплекс или многофункциональный развлекательный центр. Новое строительство, напротив, призвано вернуть некоторым строениям исторический облик. Ранее Департамент культурного наследия Москвы провёл экспертизу всего заводского ансамбля, где было установлено, что памятниками архитектуры можно считать два строения, башенные фасады которых наиболее известны москвичам и чаще всего появляются на фото в соцсетях. После реконструкции завод не только не утратит исторический облик, а даже его приобретёт. Согласно результатам экспертизы, часть существующих строений является поздней неисторической застройкой. В советские годы завод перестраивался в угоду высокой производительности, требовались новые мощности и корпуса. Архитектурная стилистика в то время никого не заботила. Об этом свидетельствуют многочисленные несуразные стыки корпусов, отличные по цвету кирпичи, и огромная надпись «1972» на фасаде изящного индустриального здания. Именно это здание застройщик и вызвался восстановить по историческим чертежам для сохранения аутентичного облика всего архитектурного ансамбля.
Но активисты и на это нашлись что сказать, якобы экспертиза Мосгорнаследия была сфальсифицирована: пристройки вовсе не пристройки, а самостоятельные части строения, созданные в один и тот же период. Впрочем, оспорить итоги этой экспертизы до недавнего времени никто не пытался – активисты ополчились против нее лишь спустя год после официального анонса проекта.
Что касается открытости завода для всех жителей города, то об этом неоднократно заявлял застройщик. Территория завода не только станет сквозным безбарьерным пространством, но и будет организован выход к реке. Выйти на набережную с территории завода можно будет через общественный парк площадью 4 га – с дорожками для прогулок, зонами отдыха, лавочками и детскими площадками.
Ещё одним аргументом активистов против реконструкции завода выступает озабоченность тем, что новые здания закроют виды жителям окрестных домов. Один только визуально-ландшафтный анализ проекта реконструкции опровергает это. По замыслу швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron, дома на стройных опорах будут «парить» над парком. Новые здания не закроют и архитектурную доминанту района – гостиницу «Украина». Это заметно и на рендерах от архитекторов, показывающих будущий вид с набережной на завод и с внутренней территории завода. Для того, чтобы не допустить перекрытия, был выбран лучший из 50 вариантов от архитекторов. Само по себе расположение новых строений в северной части завода не позволит объектам отбрасывать тень на окрестные дома, поэтому местные жители «темных» пятен могут не бояться.
Наконец, опасения, что вся новая инфраструктура будет служить нуждам одной только элиты, также не имеют под собой оснований.
Все новые объекты: школы, секции, кружки, бассейн, кафе и рестораны будут открыты для всех жителей и гостей столицы. Согласно плану реконструкции застройщик в отреставрированных помещениях намерен разместить школу танцев, гончарную студию, центр детского и юношеского творчества и развития, спортклуб с бассейном и многое другое. А вместо элитных ресторанов здесь планируется разместить демократичный фуд-молл, вместо закрытых офисов – гостеприимный коворкинг.
На страницах сетевого издания «Гражданские силы.ру» отмечается, что некоторые арендаторы сложившейся перспективой не очень довольны. Их понять можно: покидать насиженное место совсем не хочется, вопреки тому, что и работать в помещениях, где будет проводиться реконструкция, невозможно и незаконно. Но стоит ли ради этого заниматься подтасовкой фактов и инспирировать протест? Никто не запрещает всем социальным операторам в будущем претендовать на аренду мест в отреставрированных корпусах. Более того, в концепцию кластера органично впишутся и школы танцев, и художественные галереи.